Позиция Российской Федерации
Минобороны РФ заявляли, что Александров и Ерофеев не являлись на момент задержания действующими военными, хотя "ранее действительно проходили службу в одном из соединений Вооружённых сил России". Согласно справке ведомства, они служили в одной части, но уволились в запас: Александров 12 декабря 2014 года, а Ерофеев - 10 марта 2015-го. При этом с 13 февраля Ерофеев, по этим документам, находился в отпуске[1].
Позиция ЛНР
Представитель самопровозглашённой Луганской Народной Республики Сергей Козлов назвал попавших в плен повстанцами. Согласно официальным документам, россияне поступили служить по контракту в Народную милицию ЛНР 12 января (Александров) и 17 февраля (Ерофеев) 2015 года[1].
В ЛНР Евгений Ерофеев и Александр Александров награждены медалями "За веру и волю"[1].
Позиция обвиняемых, их родственников и защиты
19 мая СБУ опубликовала видео допроса Александрова и Ерофеева, в котором они заявляли о прохождении воинской службы в 3-й отдельной бригаде спецназа в Тольятти в званиях сержанта и капитана. За месяц до задержания они были отправлены в Луганскую область в составе группы из 220 военнослужащих ГРУ и дислоцировались в Луганске, откуда выезжали на боевые дежурства по четыре-пять дней для разведки[1]. В завязавшемся бою, по словам россиян, они были ранены и взяты в плен[4]. Спустя несколько дней в интервью корреспонденту российской "Новой Газеты" Павлу Каныгину Александров заявлял об отправке на Украину в качестве действующего военного по приказу своего командования и просил журналиста помочь организовать встречу с российскими дипломатами, Ерофеев подтвердил, что не увольнялся из ВС РФ и описал своё пребывание в стране как "наблюдательную миссию", в ходе которой он "не вел никаких боевых действий", а "выполнял боевую задачу по наблюдению за сторонами, которые вели конфликт"[10].
20 мая 2015 года в эфире государственного телеканала "Россия 24" жена Александрова Екатерина сказала, что её супруг уволился из армии за несколько месяцев до попадания в плен, а о его поездке на Украину ей не было известно. 21 мая отец Ерофеева в интервью этому же СМИ сообщит об увольнении своего сына из армии после Нового года[11].
В начале судебного процесса Александров и Ерофеев заявили, что добровольцами проходили службу в народной милиции ЛНР. Свои предыдущие показания они объявили данными под пытками[4].
По мнению защиты, полученные погибшим сержантом Пугачевым повреждения не могли появиться в результате выстрела из найденного у Александрова снайперской винтовки "Винторез" (отверстие в черепе размером 0, 5 на 0, 5 см, калибр оружия 9, 39 мм). Привлечённые к процессу свидетели из вооружённых сил ЛНР настаивали, что украинский солдат был убит их соратником Игорем Житным[1].
Адвокаты обвиняемых заявляли о психологическом давлении на их клиентов со стороны следствия и прокуратуры, выразившемся в запрете на свидания с родственниками[5]. По словам Грабовского, в ходе видеосъёмки россияне находились в состоянии болевого шока и под воздействием наркотических препаратов (омнопон, дроперидол, фентонил и другие препараты этой группы[5]). Защита была готова привлечь к процессу представителей ЛНР, но не родственников обвиняемых.