Почему в США нет нормальных конкурентов новому игроку - вполне ясно. Стремление сделать прибыльным очередной квартальный отчет делает руководство "большой тройки" автопроизводителей неспособным к планированию на перспективу: средний глава автокомпании в США раньше уйдет на другую работу, чем успеет завершить разработку новой автоплатформы. Ему, в общем-то, все равно, что там будет с "его" компанией через десять лет. Акционеры требовали от него дивидендов? Нате, получите. И не спрашивайте, почему мы так и не смогли создать конкурента "тесле". Tesla, глава и крупнейший акционер которой в гробу видал выплату дивидендов, - исключение.
А вот европейцы или азиаты - совсем иное дело. На первый взгляд, BMW, у которых продажи из-за Tesla уже сейчас падают, должны как-то озаботиться происходящим. Да, ДВС-мобили не станут как Model 3 - это технически невозможно из-за объективно неустранимых недостатков ДВС и их трансмиссии. Но почему бы не сделать свой электромобиль?
Последняя попытка Jaguar создать "теслакиллер" - Jaguar I-Pace c батареей на 90 киловатт-час и объявленной дальностью в 470 километров - провалилась. Это выглядело мощной заявкой на конкуренцию с Tesla Model X - у ее версии с такой же вроде бы батареей дальность всего 414 километров. Но в реальности, увы, дальность поездки I-Pace не превышает и 320 км. Это очень плохой результат: Tesla Model X даже в версии с батареей на 75 киловатт-часов показывает 383 км в реальной жизни. И это несмотря на то, что она на 0, 3 метра длиннее, отчего места внутри значительно больше, и туда могут поместиться до семи человек.
Почему Jaguar не справился? Все просто: в реальных тестах он тратит 26, 0 киловатт-часов на 100 км, а Model X 75D - 22, 5 киловатт-часа. Это особенно режет глаз потому, что "тесла" больше и поэтому на 0, 36 тонн тяжелее "ягуара". Коэффициент аэродинамического сопротивления Jaguar I-Pace - 0, 29, у Model X - 0, 24 (самый низкий среди всех кроссоверов).
Кроме того, у "тесл" батарея состоит из нескольких тысяч цилиндрических литиевых элементов, между которыми проложены трубки с охлаждающей жидкостью. Другие автопроизводители, с меньшим опытом в электромобилях, вместо этого имеют несколько сотен более крупных литиевых элементов. Неправильный подход к проектированию батарей дает и более медленное пополнение зарядки: Model X пополняет заряд батареи на 250 км пробега за 30 минут. Jaguar I-Pace на 160 км пробега - за 50 минут.
Другой пример непонимания того, как надо проектировать электромобили, - GM Bolt. У "тесл" батарея под полом содержит несминаемую защитную структуру, за счет которой машина при ударах меньше "бьет" по водителю. Среди всех краш-тестов модели "теслы" занимают все верхние места: вероятность ранения пассажира и водителей там в 1, 5 раза ниже, чем у ближайших конкурентов. А вот конструкторы GM Bolt решили, что батарею проще расположить более компактно. Конечно проще, тут они правы. Но есть проблема: в итоге GM Bolt имеет безопасность ниже многих машин в ДВС.
Может ли классический автопроизводитель сделать удачный электромобиль? Теоретически - да. Практически - нет: Tesla Roadster появился десять лет назад, а серьезных конкурентов так и не видно. Причем Jaguar I-Pace - лучший из имеющихся в продаже соперников Tesla. И GM Bolt, и Nissan Leaf имеют еще худшую скорость подзарядки и в итоге еще меньшую популярность. На американском рынке в месяц продается всего 3000 GM Bolt и Nissan Leaf вместе взятых. Это в десять раз меньше, чем продает Tesla.
Tesla проектирует полноценные серийные электромобили многие годы и делает их уже шесть лет. У ее конкурентов такого опыта нет, поэтому еще долго они будут на положении догоняющих. Нельзя начать работать над сложным продуктом с опозданием в несколько лет и тут же нагнать конкурента. Надо было решиться на переход к электромобилям одновременно с Tesla, то есть 15 лет назад.
Колониальная модель
Тесла использует колониальную модель взаимоотношений с мировой экономикой. Она не встраивается в имеющиеся цепочки поставок, когда продажи ее продукта стимулируют производство смежников, плюс производителей топлива, плюс рабочие места у дилеров. В ее схеме все наоборот: она покупает материалы, медную проволоку, литий, никель, марганец, кобальт, алюминий, а дальше уже на своих заводах делает и моторы, и аккумуляторы, и все остальное. При этом продажи ее машин не стимулируют нефтедобытчиков или производителей солнечных батарей и ветряков - она сама продает своих солнечных батарей столько, чтобы их годовая генерация с лихвой покрывала энергопотребление ее машин.
Кроме того, она пытается выбить почву из-под ног и у будущих конкурентов в сфере услуг типа Waymo или Uber с проектом Tesla Network. После активации полного автопилота для "тесл" (ближайшие 2-3 года) каждый владелец такой машины через телефон сможет разрешить ей "таксовать", пока она ему не нужна и он не вызовет ее к себе. Tesla через свое приложение при этом выступит в роли агрегатора типа "Яндекс. Такси". Миллионы таксистов по всему миру сегодня зря ругают подобные агрегаторы: да, таксисту трудно с ними конкурировать, но когда им на смену придут роботизированные такси, конкуренция станет просто невозможной.
Еще одна будущая армия безработных - работники дилерских центров. Только в США их больше 2 млн. У Tesla нет дилеров, только небольшое число магазинов. Если в США в руках дилеров стабильно находится миллион машин, которые не получилось быстро продать, то у Tesla остатков почти нет - машина поставляется под заказ, и не в магазин, а клиенту. Сеть поставок Tesla не требует огромных площадей или многих занятых - клиенты заказывают машины в интернете.