это статья не по книге на Эхо ( жаль я уж решил идти с попкорном читать
но по теме таки
"Солженицыну скоро 100 лет. Его вдова к юбилею хочет выпустить книгу - практически концентрат из его статей и интервью. Название очень показательное - "Россия. Запад. Украина". Она говорит, что Солженицын еще в 70-е, сразу после громкого отъезда в Америку, понял: заграница нам не поможет.
12830
7
Поделитесь этой новостью
Даже в последнем интервью перед возвращением с Запада в Россию Солженицын объяснял: что бы вы сделали, если бы из Америки уходили целые штаты? Вы точно начали бы стрелять и возвращать. А Москва только наблюдала, как откалываются республики. И смотрела на Запад: все ли она правильно делает? Уже тогда Запад назвал ее агрессором, и Россия промолчала.
Наталья Солженицына, общественный деятель: "Это то самое желание не иметь больше в лице России конкурента. Вообще не иметь конкурента. Ну, территория, большая территория. Там - тайга, тут - степь. Живите как-нибудь. И ресурсы у вас большие, будем их от вас откачивать, так сказать, заплатим за них. Но, в общем, живите себе, как говорится, в своих хатах".
Ирада Зейналова, ведущая программы "Итоги недели": "Но это то, что сейчас с Украиной происходит?"
Наталья Солженицына: "Конечно. Там и землю всю испоганят. Там на них вообще не смотрят как на людей. Конечно, Запад их просто будет использовать. Нам такая участь не нужна. И когда Россия вдруг в путинские времена начала снова обретать какую-то силу военную, внешнюю силу, это совершенно обескуражило и разозлило Запад. Они не думали, что так будет".
Ирада Зейналова: "Против кого Запад?"
Наталья Солженицына: "Запад за себя. Если он кому-то и помогает, то делает он это не ради тех высоких идеалов, как мы думали, а достаточно прагматично. Тоже теория разумного эгоизма, так сказать: можно делать добрые дела тем, кто тебе нужен, кто, быть может, будет тебя поддерживать в том или ином регионе".
Ирада Зейналова: "Вот вы сейчас готовите к изданию книгу Россия. Запад. Украина". Это как раз цитаты из Солженицына, в которых квинтэссенция его мыслей?"
Наталья Солженицына: "Ну, не цитаты, но такие куски его статей, где он говорит именно о том довольно глубоком взаимном непонимании России и Запада".
Ирада Зейналова: "А почему третья составляющая книги - Украина?"
Наталья Солженицына: "Он всегда говорил, что Украина может отколоться и что это будет очень болезненно. И он писал об этом еще и в Архипелаге" (Архипелаг ГУЛАГ" - ред.), в 1968 году писал: она будет пытаться уйти. Ну а Запад, конечно, воткнул ломик в эту трещину и раскачивал как следует, потому что Бжезинский тоже говорил и печатал, что Россию только тогда можно реально ослабить, только если отколоть от нее Украину. И это, собственно, происходит. Конечно, ситуация когда-нибудь исправится, но очень нескоро. То есть расшатали этим ломиком трещину как следует".
Ирада Зейналова: "Александр Александрович настаивал, что Россия должна сосредоточиться на себе. Не хочется называть его провидцем, но тем не менее многое из того, что он писал в 60-е, мы получаем сейчас".
Наталья Солженицына: "К сожалению. Мне говорят: Актуален ли Солженицын?"". Я отвечаю: "К сожалению, актуален". Его публицистика, к сожалению, актуальна. Я бы предпочла, чтобы она не была, чтобы для всех нас было бы лучше, если бы он ошибался. Но, к сожалению, он написал много такого, что случилось. А он предостерегал именно и говорил: "Ребята, надо что-то предпринять. Никто нам этого не сделает, если мы сами не приведем в порядок нашу экономику, отношения между людьми, нашу школу. В общем, все не приведем с вами в порядок - ничего и не будет".
"