В заявлении Владимира Путина на заседании президентского Совета по Правам Человека 11 ноября два проверяемых утверждения:
1. Бутина не виновна;
2. Бутину никто в спецслужбах, включая самого Путина не знает.
Факт-чек показал, что оба ложь.
Первое "Бутина не виновна" опровергнуто самой Бутиной на заседании суда в Вашингтоне 13 декабря, где она признала себя виновной в заговоре против Соединенных Штатов.
Перед тем как принять признание Бутиной, судья Таня Чуткан опросила обвиняемую и ее адвокатов подробно о ее физическом и психическом здоровье, на что и Бутина, и ее адвокаты заверили, что она здорова. Судья также спросила об условиях содержания Бутиной и о том, как эти условия отражаются на ее психическом состоянии. Адвокаты Бутиной ответили, что Бутина все еще содержится в изоляции, однако ей разрешаются ежедневные прогулки, физические упражнения и посещения, включая представителей российского министерства иностранных дел.
Судья объяснила, что решение об изоляции Марии Бутиной было вызвано ее телефонными переговорами с журналистами, в которых она выступала посредником между прессой и ее адвокатом что запрещено законом, а также показаниями ее сокамерников, которые заявили, что Бутина пыталась их привлечь для передачи информации на волю. Эти телефонные переговоры были записаны следствием.
Перед признанием вины Бутина принесла клятву, что будет говорить только правду. Судья попросила прокурора зачитать текст обвинительного заключения, после чего спросила Бутину, все ли в документе правда и точно отражает ее действия? Бутина ответила, да, правда и все точно.
Судья также задала вопросы о том, подвергалась ли Бутина психическому или физическому давлению, или было ли ей обещано что-либо за рамками сделки со следствием?
На все три вопроса Бутина ответила "Нет".
Судья спросила: "Признаете ли вы свою вину добровольно, без принуждения и с полным пониманием последствий?" Бутина ответила "Да". Затем судья спросила: "Вы признаете свою вину, не потому что вам за это что-то обещали, а потому что вы виновны?" Бутина ответила: "Да, виновна".
До процедуры признания вины судья Чуткан задала вопросы о том, разяснили ли Бутиной ее адвокаты все последствия согласия на сделку и признания вины. Бутина и адвокаты ответили: "Да". Судья подробно опросила по каждому пункту последствий, в том числе, знает ли Бутина, что признавая себя виновной она лишается: возможности опротестовать решение суда; когда-либо запрашивать или получить американское гражданство; в случае депортации когда-либо запрашивать или получить въездную визу в США и пр. На каждый из вопросов Бутина ответила: "Да".
Таким образом, утверждение Владимира Путина о том, что Бутина не виновна, не соответствует правде.