Заголовки о том, что США заблокировали поставку самолётов "Сухой Суперджет" в Иран, могут огорчить или напугать только человека, поверхностно знакомого с темой. У человека же, с вопросом знакомым не понаслышке, они вызывают только недоумение и раздражение. Что не так? Да, собственно, всё не так. "Не в преферанс, а в домино, не сто тысяч, а сто рублей, и не выиграл, а проиграл" - всё как в том анекдоте.
Конечно, нет ничего удивительного в том, что какая-нибудь "Медуза", после посещения которой нужно мыть глаза с мылом, пишет: "США заблокировали поставки российских самолетов Sukhoi Superjet в Иран". Это аморфное существо мозга не имеет, а единственный инстинкт у неё жалить окружающих. Но при фактчекинге всё оказывается немного не так, и "немного" - это ещё очень мягко сказано.
Суть новости состоит в том, что "Поставка российских самолетов Sukhoi Superjet 100 в Иран откладывается на неопределенный срок из-за отказа Минфина США выдать экспортный сертификат, рассказал иранскому агентству ILNA представитель Ассоциации иранских авиалиний Максуд Асади Самани". И навязываемый вывод: ничтожная Россия не может ничего сама сделать, сидит на "американской игле", а если попытается действовать в собственных коммерческих интересах её живо Белые Люди за поводок дёрнут.
И вот здесь фактчекинг приносит новые открытия буквально при проверке каждого из утверждений.
Начнём с главного: нет, США не запрещали России поставлять самолёты в Иран. И в отличие от слов Максуда Самани, эта информация исходит из максимально официального источника компании "Гражданские самолёты Сухого": "Компания-производитель самолётов SSJ100 АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) не получала от США ответа на запрос об экспорте самолетов компании в Иран. Поскольку количество комплектующих американского происхождения в текущей версии самолета SSJ100 превышает 10%, в рамках прохождения формальных процедур ГСС была подана заявка в Управление по контролю над иностранными активами казначейства США (OFAC) для одобрения возможности продаж самолета SSJ100 в Иран. На конец 2018 года ни положительного, ни отрицательного заключения получено не было".
Подобная однозначность ответа выставляет почтенного господина Самани в не особенно хорошем свете. Он, кажется, взялся говорить о том, о чём имел мало достоверной информации.
Далее, чуть углубимся в проблематику: а почему такого ответа (в том числе, и отрицательного!) нет? Скорее всего, потому, что его и быть не может ведь соглашение о поставках заключено (внимание!) не о той модели "Сухого", о которой пишут с той или иной степенью безответственности СМИ. Не SSJ100, а SSJ100R. А разница между ними существенная.
В апреле 2018 года на авиасалоне Eurasia Airshow в Турции президент ГСС Александр Рубцов рассказал о том, что "Сухой" сейчас интенсивно делает новую, импортозамещённую версию SSJ100 с заменой американских комплектующих отечественными. И именно эта версия самолёта стала предметов договора между Россией и Ираном. Эта, а не какая-нибудь другая!
И в ГСС отлично сознавали, что и зачем они делают, и вероятность американских "палок в колёса" расценивалась как вероятная, но не критическая. Чуть позже, в мае, было подтверждено, что ""Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) продолжат сотрудничать с иранскими авиакомпаниями в рамках уже подписанных соглашений о поставке новой версии самолета Sukhoi Superjet 100 - SSJ100R, несмотря на восстановление санкций со стороны США против Ирана, заявили РИА Новости в компании".
Что здесь можно ещё добавить? Всё достаточно ясно. ГСС не столкнулась ни с чем неожиданным, всё было просчитано, всё шло по плану. Почему так всполошился Максуд Самани непонятно.