раз он сам не в состоянии следить за жизнью. Надеюсь, привычная сковородка у него под рукой.
***
Отказ Китая подписать соглашение с Россией о расчетах в нацвалютах, которое готовилось с 2014 года и которое российские чиновники считали уже практически решенным делом, должен стать для Москвы моментом истины.
Пекин отказался подписывать даже меморандум о намерениях - ни к чему не обязывающую бумажку. Но в Китае больше не считают необходимым соблюдать даже видимость сотрудничества со страной, которую там считают политическим и экономическим банкротом.
Китай хотя и не вводил формальных санкций против России, но де-факто присоединился к ним: банки КНР отказываются проводить валютные операции с российскими банками, значительно сократили участие во внешнеторговых сделках.
Внешнеторговый оборот двух стран в 2018 году прогнозируется в размере свыше 100 млрд долларов, но при этом неуклонно снижается доля рублевых контрактов.
Единственным недоларровым контрактом, которым может похвастаться Россия, является продажа Китаю комплексов С-400.
Тем самым в Китае дезавуировали заявление главы ВЭБ Игоря Шувалова, который не далее как в ноябре прогнозировал, что две страны могут перейти на недолларовые расчеты "до конца года".
Как можно торговать в национальной валюте со страной, которая, по мнению Пекина (равно как и других участников всемирной торговли), полностью обанкротилась, говорит руководитель группы Китая в ИМЭМО РАН Василий Михеев.
В российско-китайском товарообороте около 70% внешнеторговых операций проводятся в долларах, около 2% - в юанях и ноль - в рублях. В Пекине, в отличие от Москвы, умеют разделять политические хотелки" и реальности международного бизнеса. Как кого-то может заинтересовать российский рубль, если он ведет себя непредсказуемо? - сказал он "Ридусу".
О том же "Ридусу" сказал и эксперт Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин:
После 2014 года в Пекине резко охладели к сотрудничеству с Москвой. И хотя прямо там это стараются не демонстрировать, шила в мешке не утаить. Причины здесь как политические (конкретно: нежелание вести дела со страной, которая находится под западными санкциями), так и сугубо экономические. В мире многие не видят перспектив у российской экономики и не хотят вступать в финансовые отношения со страной, которую ее контрагенты считают банкротом.
Если для руководства РФ уход от расчетов в долларах является политически мотивированным шагом, то китайцы относятся к подобным вещам предельно прагматично и на все предложения из Москвы ранее отделывались невнятным мычанием. А теперь отбросили и эти китайские церемонии и прямо указали России на ее место в системе китайских ценностей.
Для Китая нормальные деловые отношения с идеологическим противником - США - несоизмеримо важнее деловых отношений со "стратегическим партнером" Россией. Потому что первые - это "живые" деньги, проекты и рабочие места, а вторые - это в основном разговоры в пользу бедных.