подарите ей крейсер..."
- Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим вкратце, как обстояло дело с судостроением
в Российской Империи накануне Первой Мiровой войны.
Военный корабль - это сооружение, вбирающее в себя достижения практически
всех отраслей культуры и народного хозяйства. Для того, чтобы понять насколько
Российская Империя могла обеспечить себя всеми необходимыми компетенциями в
области судостроения, необходимо рассмотреть начинку некоторых кораблей Российского
Императорского флота собственной постройки.
Крейсер "Аврора". Проектирование начато в марте 1895 г. В строй вступил в
1903 г. Итого: работы заняли почти 8 лет. Броня доставлена частично из Франции ввиду
нехватки мощностей отечественной промышленности. Артиллерия главного калибра -
6-дюймовые пушки по лицензии французской фирмы "Канэ". Дальномеры - фирмы
"Армстронг", куплены в Англии. Котлы главной энергетической установки изготовлены в
России по лицензии французской фирмы "Бельвиля". Валы ходовых машин -
изготовлены во Франции. Электрооборудование: динамо-машины фирм "Унион" и
"Сименс и Гальске". Проект корабля русский. Построен на "совместном предприятии" -
Франко-Русском заводе (ныне Адмиралтейское объединение). Качество такое: на ходовых
испытаниях не смог развить проектную скорость 20 узлов (и без того малую по тем
временам), несмотря на то, что машины развили мощность больше проектной. На первом
же переходе морем в Англию выяснилось, что качество кл#1104; пки низкое, и швы обшивки в
надводной части корпуса текут, когда их замывают волны.
Крейсер принадлежал к несуразному классу кораблей, обладавших избыточной
боевой мощью для того, чтобы утопить небронированный торговый пароход (борьба с
морской торговлей противника - одна из основных задач, возлагавшихся на крейсера до
появления подводных лодок) при недостаточной броневой защите для ведения боя с
сопоставимым по мощи артиллерийского огня противником. Весь остальной флот был
примерно таким же по качеству, что, в сочетании с несбалансированностью его сил и
средств, закончилось Цусимой.
Прошло 10 лет. Строилось новое поколение кораблей: линкоры типа
"Севастополь" на Балтике - 4 шт.; типа "Императрица Мария" на Ч#1104; рном море - 3 шт.;
крейсера типа "Светлана" (впоследствии "Красный Крым"). Металл - свой, русский.
Котлы типа "Ярроу" - по лицензии английской фирмы. Паровые турбины системы
Парсонса и Кэртиса - для части кораблей доставлены из Англии уже в ходе войны. Если
бы немецкие подводники оказались порасторопнее, то российские корабли могли бы
остаться и без турбин - главных энергетических установок, т. е. как баржи. Из-за
недостатка мощностей 2 л#1104; гких крейсера были заказаны в Германии - получены не
были. Штурманское оборудование и приборы управления огн#1104; м - преимущественно
импортные и лицензионные. Все корабли преследовала строительная перегрузка -
результат низкой культуры проектирования.
Следует также упомянуть и о том, что уже в советское время одной из причин
отказа от завершения строительства линейных крейсеров типа "Измаил" был некомплект
оборудования, ранее заказанного в Австро-Венгрии, и которое не могли произвести
советские заводы.
Как видно из привед#1104; нных данных, наиболее сложное корабельное
оборудование - либо лицензионное, либо импортное. То есть Российская Империя не
обладала полным набором компетенций в области судостроения и производства
вооружений 4. Именно то, что Российская Империя была неспособна обеспечить
собственными силами необходимый набор компетенций для функционирования
государства в формате империи, и предопределило крушение империи и государства в
катаклизмах 1917 года. И это не могло не сказаться на функционировании Советского
Союза, который в спешном порядке вынужден был заняться переформатированием
страны, для того, чтобы обладать компетенциями, недостающими для жизнедеятельности
государства - субъекта глобальной политики.
В то же самое время США, Германия, Франция, Англия в период середины
XIX - середины XX вв. обладали полным набором компетенций и могли обеспечить
потребности своих вооруж#1104; нных сил во всех видах вооружения и военной техники
самостоятельно, без необходимости восполнения отсутствующих компетенций за сч#1104; т
других стран. Однако уже во второй половине XX века Англия, Германия и Франция
стали стремительно терять возможности обладания полным спектром компетенций
необходимых для того, чтобы эти государства сохранились в качестве субъектов
глобальной политики, что и предопределило создание ЕС, для того, чтобы
взаимодополнять друг другу отсутствующие компетенции.