В России мало знают и тем более ещё меньше говорят, что "китайское экономическое чудо" основано на работах советского большевика Николая Бухарина.
Выбор пути развития "по Бухарину" Дэн Сяопином имел несколько причин. Первая Дэн учился в Москве в 1926 году, как раз во время бурной дискуссии среди большевиков о выборе экономической модели развития Советским Союзом, и с работами Бухарина ("правым уклоном" в терминологии партии) познакомился ещё тогда.
Вторая причина Китай в середине 1970-х не мог взять за основу ни неолиберальную модель (в то время разворачивавшуюся в Чили), ни социал-демократическую. Потому что неолиберализм означал формальный отход от социализма, а социал-демократия была невозможна в крестьянской отсталой стране. Китай в 1970-е был очень похож на СССР 1920-х: более 70% крестьянского населения (неграмотного или полуграмотного), слабая индустрия, дефицит квалифицированных кадров.
Третья причина выбор "бухаринского пути" подчёркивал продолжающееся противостояние Китая с его главным врагом СССР.
О бухаринском вкладе в "китайское экономическое чудо", как ни странно, довольно подробно писал бывший мэр Москвы Юрий Лужков в своей брошюре о "китайском рывке" (2014 год):
"Дэн поручил основательно изучить наследие Бухарина. По поручению Дэна Юй Гуанъюань, вице-президент Академии общественных наук, в июле 1979 года организовал Институт марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна, в котором 70 сотрудников стали изучать НЭП, а также югославский и венгерский опыт строительства социализма.
В 1980 году итальянские коммунисты во главе с Энрико Берлингуэром организовали международную конференцию о Бухарине, на которую пригласили известного историка и экономиста Су Шаочжи. Вернувшись с конференции (которую, кстати, проигнорировали советские руководители), Су Шаочжи подробно проинформировал китайское руководство о том, насколько талантливой личностью был Бухарин. Оперативно был организован Всекитайский научный симпозиум, посвященный Бухарину. По результатам форума избрали Всекитайский научный совет по изучению работ Бухарина, который разместили в Пекинской партшколе. Историческая необходимость диктовала Китаю поиск наиболее быстрого выхода из тяжелейшего экономического положения. Этот выход многие дальновидные учёные и политические деятели видели в использовании опыта социализма, проходившего переломные этапы на ранних стадиях. Этим и объясняется такой интерес к наследию Бухарина и его детищу - НЭПу.
Вышеупомянутый Совет в кратчайшие сроки издал сразу два сборника: "Бухарин и бухаринские идеи" и "Изучение идей Бухарина". Через два года вышла в свет переведенная с английского языка биография Н. И. Бухарина.
Появилась большая группа учёных-бухариноведов, которая ездила по стране и в переполненных залах читала лекции по его трудам. В этих лекциях акцент делался на применимости в Китае тех положений, которые реализовывал Бухарин в своей политической линии, но главное - в своих экономических преобразованиях в СССР.
Масштабы изучения наследия Бухарина в Китае были настолько велики, что Бюро переводов работ Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина в 1981 году посвятило специальный выпуск "Материалов по изучению международного коммунистического движения" объёмом в 300 страниц только Бухарину. Тогда же был издан трёхтомник его избранных работ. В 1981 году в Китае появилось не менее 36 работ о наследии Бухарина, написанных учёными КНР".
(Глядя на реформы в Китае, можно представить, как развивался бы СССР, выбери он в 1920-е модель развития по Бухарину, а не про Троцкому и Сталину. "Бухаринская модель" была проста: сначала разрешение крестьянского вопроса накормить страну, затем развитие лёгкой промышленности, и только потом тяжёлая индустрия; иностранные концессии и вообще активное участие иностранного капитала в экономике страны).
(с) Павел Пряников, легальный марксист