Сегодня принято бояться цифровой слежки за всеми и каждым. "Цифровым концлагерем" называет дивный новый цифровой мир известный экономист В. Ю. Катасонов. Много говорят, что в Китае уже начали за всеми следить и ставить оценки за поведение, а потом на базе этих оценок одни получат пироги да пышки, а другие тумаки да шишки. Всё это так.
Но главная опасность, кажется мне, не там. Слежка, все эти полицейские технологии - идеалы раннего тоталитаризма это прошлый век.
Современные гуманитарные технологии + цифровые возможности могут привести к тому, что и следить особо не понадобится: все будут сидеть смирно-ровно и думать каждый свою пустопорожнюю чепуху. А сильные мира сего будут невозбранно обделывать свои делишки.
И вовсе не требуется, чтобы все думали одно и то же. Думать одно и то же, думать "хором" - всё это прошлый век. Адре Жид в записках о посещении сталинского СССР отмечал единомыслие простых людей: когда говоришь с кем-то, то кажется, что говоришь со всеми разом. Так вот сегодня этого вовсе не нужно. Пускай себе думают разное. За это разноехозяева жизни их зацепят и потянут в нужную себе сторону.
Сегодня день ото дня углубляется кастомизация информации. Кастомизация (от англ. customer клиент, потребитель) - это адаптирование имеющегося продукта под конкретного потребителя. Возникло это дело в области материальных товаров и услуг. Но теперь, с появлением соответствующих цифровых технологий, всё больше охватывает информацию.
Дело ведётся к тому, чтобы поставить кастомизацию на службу манипуляции. Как? А вот так.
Чтобы "впарить" ту или иную информацию, надо, в качестве первого шага встать на позицию потребителя. Это классический приём продавца: присоединиться к картине мира покупателя, поговорить о том, что его интересует, волнует, что для него важно. Этому специально учат в сетевом маркетинге и в прямых продажах; и мы в нашей торговой компании этому учим.
Уже несколько десятилетий существует прикладное психологическое учение НЛП, первый постулат которого гласит: у каждого своя картина мира. Хочешь воздействовать на человека присоединись к этой картине, действуй внутри неё и, если надо, понемногу, пошагово сдвигай. Ни в коем случае не противоречь базовым установкам клиента. Изменить, аккуратно и постепенно, эти установки можно только стоя с ним на одной платформе. Всё это торговые психотехники, они отработаны давным-давно, главным образом, в системе прямых продаж и сетевого маркетинга, а через сетевой маркетинг, как я недавно прочитала, в США проходит до 40% молодых людей; так что это вовсе не маргинальные технологии. И не новые.
Новое тут соединение с цифровыми технологиями. Сегодня или в ближайшее время каждый будет получать свою информацию в зависимости от состояния собственного сознания и собственной картины миры.
Как это будет выглядеть? Да очень просто. Тому, кто считает, что Россия поднимается с колен, - пошлют известие о строительстве нового, передового, металлургического завода под Тулой и это будет чистой правдой: его там, в самом деле, построили. Тому, кому, как давнему либералу двухсотлетней давности, "Как сладостно отчизну ненавидеть И жадно ждать её уничтожения!"- пришлют сообщения (и тоже правдивые) о том, как всё развалилось или развалится в ближайшее время. Желаешь подтверждения статистикой? И статистику тебе пришлют такую, которая подтвердит твои взгляды.
Особенную ценность приобретают фейковые видео, изготовление которых, как пишут, не представляет технической сложности. Тебе могут прислать видео с участием политических или любых других персонажей, которые будут говорить, действовать, как требуется манипулятору. Движущиеся картинки обладают большей силой внушения, чем статичные; не случайно сто лет назад синематограф, едва возникнув, покорил широкие народные массы.
В сущности, средний потребитель массовой информации очень мало стремится к истине он стремится к подтверждению своих взглядов. Об умственном состоянии массовой публики исчерпывающе сказал боярин Шуйский "Борисе Годунове" Пушкина: "бессмысленная чернь Изменчива, мятежна, суеверна, Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, Для истины глуха и равнодушна, А баснями питается она".
Сегодня каждый может получать свои басни, а "бессмысленная чернь" сама идёт навстречу своим манипуляторам. "Читатели газет" любят читать "свои" СМИ и прямо-таки шарахаются от чужих. Читать чужое - это что-то вроде "ритуального загрязнения", по понятиям традиционной индийской культуры. Логично было бы, напротив, читать "чужое", поскольку "своё" ты и так знаешь. Но логика занимает малое место в поведении людей.
Больше всего на свете люди боятся нарушить свой умственный гомеостаз. Поэтому новый уровень манипуляции сознанием пройдёт на ура. Ещё и спасибо скажут.
Знаменитая "Кембридж аналитика", которая в избирательной кампании Трампа устроила так, что люди получали в соцсетях агитматериалы, адаптированные к их интересам, была первой ласточкой новой манипулятивной весны. Мы должны быть готовы к прилёту новых.
Из ЖЖ