а в википедию ты давно не заглядывала? можно иногда перед экскурсиями.
"Существует несколько версий строительства собора[17]. По одной из них, возникшей в 1950-е годы, архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Однако эта информация в нескольких источниках ставится под сомнение[1][11][18][19][20].
Согласно второй, широко известной, версии, Барма и Постник - два разных архитектора, участвовавших в строительстве. Их имена стали известны только в 1895 году, когда в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что "Бог даровал" Ивану Грозному "двух мастеров русских по реклу [то есть по-прозвищу] Постник и Барма"[21][22]. В другом сборнике кратко сообщается, что "мастер [собора] был Барма со товарищи". Летописец поясняет, что мастера эти "быша премудрии и удобны таковому чюдному делу". Этой версии придерживается заведующая филиалом Исторического музея "Покровский собор" Татьяна Сарачева, однако ряд историков считает, что эта версия устарела[23][24][25].
По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения[26][27].
Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века
Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии - неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма[11][28]. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий), он же называет собор "иерусалимским". Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля[29][30]. По другой легенде, архитектор видел, как во время взятия Казани разрушили известную восьмиглавую мечеть Кул-Шариф. Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что также говорит о том, что архитектор не был ослеплён. Постник как бы дал понять татарам, что отныне они, крестившись, найдут что-то родное и в православии[31][32]. Эта версия возникла в начале XX века у западных искусствоведов, считающих, что на Постника повлияла восточная архитектура[29][33].
Существует также легенда, что царь повелел посадить архитектора собора в тюрьму после того, как он "употчеванный вином" похвастался, что может построить церковь лучше" (с)