Отец Павла - Трофим Сергеевич Морозов, был председателем сельского совета. Вскоре стал использовать власть в корыстных целях. Об этом подробно говорится и в уголовном деле, которое было заведено на Трофима Морозова. Были даже свидетели того, что, пользуясь своей властью, конфискуя какие-то вещи у раскулаченных семей, он стал их присваивать себе.
В обвинении говорилось, что он "дружил с кулаками", "укрывал их хозяйства от обложения", а затем, когда уже не был в сельском совете, то способствовал "бегству спецпереселенцев путём продажи документов". Поддельные справки людям, которые были раскулачены, давали им возможность покидать место, куда их сослали.
Существует несколько мифов о том, что же произошло на самом деле. Все они отличаются от основной официальной версии:
Версия писателя Владимира Бушина.
Владимир Бушин был уверен в том, что в поступке Павлика не было никакого политического умысла. Он не собирался его предавать. Как считал писатель, мальчик надеялся на то, что отца так можно будет немного припугнуть, и тот вернётся в семью. Ведь мальчик был старшим в семье, а матери требовалась помощь. Павлик совершенно не думал о том, каковы будут последствия. Как уверяет писатель, мальчик даже не был пионером, а пионерская организация в его селе появилась намного позже. На некоторых портретах Павлик изображён в пионерском галстуке, но, как оказывается, его тоже дорисовали намного позднее.
Существует версия и о том, что Павлик вообще никаких доносов на своего отца не писал. А против Трофима, которого задержали за те фиктивные справки, оказавшиеся случайно у чекистов, на суде давала показания его бывшая жена Татьяна.
Версия журналиста Юрия Дружникова.
Юрий Дружников, историк, писатель и журналист, утверждал в своей книге, что ребёнок написал донос на своего отца по поручению своей матери. И убили его не родственники отца, а агент ОГПУ. Но в дальнейшем судом было доказано, что всё-таки расправу над мальчиком устроили его дядька и дед.