из школьной программы...
Примеры вопросов на размышление:
1) Какие суда строились на Архангельском Севере до приезда Петра I? Чем от них
отличались "новоманерные" суда (гукоры, каты, флейты), которые приказал
строить царь?
2) Почему в начале XVIII века Петр I пытался под угрозой каторги запретить
строительство старинных поморских кочей? Удалось ли ему это и почему?
3) Каким образом при Петре I построенные в Архангельске корабли попадали на
Балтику? Покажите их возможные маршруты на карте.
4) Почему для начала кораблестроения Петром I был выбран такой отдаленный
край, как Архангельский?
5) Какие отрасли экономики нашего края получили развитие благодаря появле-
нию и росту Архангельского адмиралтейства?
6) Чьими руками строились крупные военные корабли в Архангельске?
7) На Архангельском Севере традиционно строились лишь небольшие промысло-
вые суда. Откуда северные корабельные мастера могли узнать, как строятся
крупные военные корабли?
8) Хорошим подспорьем казенным верфям Петр I считал негосударственные
"кумпанства" помещиков и духовенства, однако очень скоро отказался от них.
Почему, ведь корабли нужно было строить как можно быстрее?
9) Какую роль сыграл флот на заключительном этапе Северной войны? Верно ли,
что без него Россия войну не выиграла бы?
10) Зачем в 1702 г. фрегаты, построенные в Архангельске, перетаскивали в
Онежское озеро по суше? Почему этого не сделали по воде?
11) Линейные корабли и фрегаты, которые строились на верфях Архангельского
адмиралтейства, имели экипажи в сотни человек. Откуда Петр I взял столько
морских офицеров и матросов?
12) Говорят, что Петр I приехал в Архангельск потому, что там он мог получить
все необходимое для кораблестроения. Какие ресурсы для создания флота
имелись на Архангельском Севере? Имелись ли они в других регионах Рос-
сии?
13) Каков был маршрут поездки Петра в Архангельск? Какие города и села он
мог посетить? Покажите на карте.