По статистике, телевизор имеют 94 % семей, а ванную комнату - 91 %. Отсюда следует, что мозги промываются чаще, чем всё остальное. - Роберт Орден
Информационное пространство настолько же реально, как и физический мир; во многом именно оно определяет повседневные аспекты жизни. Перед принятием какого-то закона, введением очередного налога или выдвижением какого-то кандидата на должность предложение спускается на оценку народу - в эфиры федеральных каналов, в социальные сети, в твои любимые группы, в уютные форумы. Может быть, конкретно на тебя всё это не действует, но на абсолютное большинство людей - вполне, независимо от социального статуса и уровня доходов.
Чтобы растение могло пустить корни, ему необходима почва, желательно чернозём. С пропагандой так же. Она может пустить корни только на благодатной земле из ушей и умов простых людей, желательно низкообразованных. Впрочем, пропаганде подвержены и весьма эрудированные люди - вспомнить хотя бы гитлеровскую Германию. Одна из самых образованных наций в мире уверовала в свою избранность и приняла нацистские идеи. Эти идеи нашли отклик в умах простых рабочих с заводов, спортсменов, деятелей культуры и учёных. Интересно ещё и то, что сами пропагандисты тоже подвержены воздействию своей же пропаганды. Со временем они перестают отличать правду от заказа, реальность от вымысла. Люди от природы своей хотят знать и понимать, что происходит вокруг, но они не хотят слишком углубляться в подробности, не хотят разбираться самостоятельно. Людям нужны профессиональные объяснятели, которые всё разжуют и разложат по полочкам. Естественно, кто платит, тот и указывает штатному пропагандисту, что и на какую полочку положить.
Конечно, точно такая же пропаганда существует и в оппозиционной среде - там есть свои объяснятели, мало чем отличающиеся от телевизионных. У них просто бюджеты меньше, меньше аудитория, но технологии абсолютно такие же. Достаточно выйти на любой политический митинг и попробовать пообщаться с кем-то из собравшихся. Выяснится, что ничего, кроме лозунгов, они выдать не могут. Как и телезрители, ютубозрители просто ретранслируют тезисы своих авторитетов, не вдаваясь в подробности и не пытаясь углубиться в проблематику. При этом они гордо заявляют, что не смотрят зомбоящик, гордятся этим. Наверное, ребятам невдомёк, что в 2019-м телек вообще никто из молодёжи не смотрит, ведь всё есть на любимом "Ютубе" и в VK.
Кстати, такое ощущение элитарности само по себе является сильнейшим проводником любых идей и лозунгов. Запретный плод сладок: если кого-то не пускают в эфиры федеральных телеканалов - стало быть, он несёт свет страждущим, истину в последней инстанции. Это простейшая логическая ошибка. В эфиры федеральных каналов могут не пускать по множеству причин, например если человек реально поехавший. Хотя таких зачастую как раз пускают. В общем, голову включай и думай сам.
Абсолютно любая политическая пропаганда вредна: она искажает мировосприятие слушателя.
(С)
Я примерно о том же писал и буду писать, благо знаком с кухней СМИ