Нас с детства учат войне. Это факт, и это страшно
Мне восемь. Актовый зал, Вечный огонь на проекторе, радостные лица учителей. Я сижу на встрече с ветеранами, сжимая в руках букет цветов. Через неделю я иду по улице и вижу стариков на асфальте в ворохе картонок. Я не понимаю, почему уважение и благодарность работают только один день в году.
Мне десять. Нам в очередной раз рассказывают про блокаду. Брат моей бабушки умер в сорок втором от голода, потому что у него украли карточки. Она сама выросла на железной дороге, на которой бомбили санитарные поезда. Она никогда не говорит о войне, а я не понимаю, почему мы каждый год слышим эти страшные истории.
Мне тринадцать. Моя классная руководительница подходит ко мне со словами "ты участвуешь в конкурсе чтецов", и я весь вечер учу стихотворение о солдатах. И потом рассказываю его, думая только о том, чтобы все это поскорее закончилось.
Мне пятнадцать. Я пишу этот текст и все еще не понимаю, почему мы говорим о войне так много.
Победа (читай: война) - наверное, самая популярная тема на классных часах. Бесконечные годовщины военных событий. После их празднования начинает казаться, что война не закончилась в сорок пятом для наших прадедов, а все мы живем в одном большом дне сурка, и каждая битва обречена остаться в сердцах и мыслях будущих поколений только закаченными глазами и вздохами, потому что "очередные сорок пять минут одно и то же, сколько можно". Потому что война ассоциируется у школьников с фальшивой грустью и пафосными словами.
Презентации, сделанные за пятнадцать минут в пауэрпойнте "для галочки". Конкурсы чтецов и военных песен, в которых все участвуют либо из-под палки, либо для того, чтобы создать видимость причастности к школьной жизни.
Разве это та память и гордость, которая вам нужна?
И... разве это что-то меняет?
Дети слушают про блокадный Ленинград, а потом идут кидаться хлебом в столовую.
Дети маршируют под "Катюшу", а потом шутят "про дедов" и рисуют свастику на дверцах школьных туалетов.
И проблема не в детях, знаете. Они и до постоянных разговоров о войне такими были. И такими будут - саркастичными и бестактными. И если им даже круглосуточно напоминать о войне - это не изменит их отношения к жизни.
Знаете, мы не хотим воевать и слышать про войну тоже уже не хотим. И не потому что не уважаем то, через что прошли все к ней как-то причастные, а потому что сами не хотим быть причастны.
Есть тонкая грань между знанием и уважением своей истории и криками "можем повторить". Ее важно чувствовать и не пересекать ни при каких обстоятельствах, иначе эта священная гордость, которой все так кичатся, внезапно превращается в пляски на костях.
"Вы должны помнить, кому обязаны мирным небом над головой", - говорит военная пропаганда в школах. И, не поверите, мы помним. Мы знаем, что такое война, у нас есть интернет, книги, фильмы и люди, чьи близкие или они сами ее пережили. И постоянно напоминать нам о ней - не значит поддерживать нашу веру и благодарность.
Высокое звание юнармейца. Каких граждан растит Юнармия и зачем?
Вы должны праздновать День защитника Отечества пиццей в классах, вы должны ходить на классные часы и слушать про то, как люди ели друг друга, потому что больше есть было нечего. А потом вы должны вернуться на Родину в гробах, как возвращались ребята вашего возраста в восьмидесятые.
Вы должны знать хотя бы парочку военных стихов и посмотреть все военные фильмы, чтобы знать, какой танк и где забрал десятки жизней.
Вы должны помнить о войне, должны носить бесплатные георгиевские ленточки, которые раздают на входе в школу, чтобы потом выкинуть их в ближайшую мусорку, когда наступит десятое мая.
Нет, не должны. Война - это не повод для гордости и постоянных напоминаний. Война - это война. Это страшно и голодно. И она совсем не заслуживает ежедневно появляться в нашей культуре в мирное время.
Ведь разве не за это "деды воевали"?"
Дарья Плетюшкина,
15 лет