В 1880 году в мастерскую художника Арнольда Бёклина, расположенную во Флоренции возле Английского кладбища, пришла некая дама. Это была тридцатичетырёхлетняя вдова немецкого финансиста Георга фон Берна, которая собиралась выйти замуж во второй раз - за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, "способную выразить её скорбь по умершему мужу".
Вскоре картина была готова. В первоначальной версии в лодке была только таинственная фигура в белом саване. Но заказчицу это не устроило, и Мария Берна попросила внести некоторые изменения, а именно добавить в лодку сидящую на веслах женщину - сюжет просто для Фрейда: вдова изо всех сил работает веслами, дабы в преддверии нового замужества поскорее отвезти бренные останки первого супруга на далекий, заброшенный, фантастический остров.
Надо сказать, что совесть у художника при получении обусловленной платы не была абсолютно чиста - на самом деле он написал две картины. Одну, поменьше, для Марии Берна, а вторую, побольше, для своего мецената и покровителя, Александра Гюнтера. Патрон, правда, тоже ее не получил - Бёклин оставил картину себе. И использовал в виде демонстрационного образца. В итоге "Остров мертвых" стал безумно популярен - художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению писателя Владимира Набокова, можно было найти в каждом берлинском доме.
И Россию эта мода не обошла стороной. Картина Бёклина вдохновила Сергея Васильевича Рахманинова на создание грандиозной симфонической поэмы с одноименным названием.
(с)