Оттенки цензуры
Американская цензура убьет Facebook, российская прокормит силовиков, а китайская может захватить мир. Мнение эксперта
Этот материал вышел в 105 от 24 сентября 2018
Цензура в интернете из мелкого неудобства и предмета для шуток и острот, каким она была лет 12 назад, успела превратиться в серьезную проблему, которая касается всех. Старожилы эпохи "до фейсбука" помнят как негодовали "сетевые хомячки", когда abuse team "Живого журнала", тогда еще американского, закрывала популярные блоги за фразу "Убей НАТО". В наши дни, когда аккаунт в инстаграме могут удалить даже за картину XIX века с изображением обнаженной натуры, а в России судят и штрафуют за исторические фотографии и кадры из фильмов, если там присутствует свастика, - те времена вспоминаются с ностальгией.
Отчасти из-за того, что обществом начала XXI века правят люди родом из середины XX, а отчасти благодаря развитию технологий, сетевая цензура стала явлением тотальным и всеохватывающим. С ней надо учиться как-то жить, а еще с ней надо как-то бороться.
Безусловно, любые попытки запретить что-либо в интернете уже сами по себе обречены на провал, но не потому что "ветер носит", а потому что этим попыткам пока что оказывается сопротивление. Но врага своего в любом случае надо знать в лицо.
Например, сегмент государственной цензуры в американских соцсетях крайне невелик и, можно сказать, вообще отсутствует. В то же время основные задачи "коммерческой цензуры" предельно далеки от любой политики. Их функция - чисто рыночная: сохранить и приумножить максимально диверсифицированную аудиторию соцсетей ради того, чтобы как можно больше народу кликало по рекламным ссылкам.
Теоретическое обоснование принципов такой цензуры покоится на двух концепциях, выработанных американской университетской средой.
Первая - это представление о "триггерах", то есть о неких словах, знаках или культурных феноменах, способных вызвать отрицательную реакцию у части аудитории. Скажем изображение обнаженного женского тела для мусульманина, слово на букву n - для афроамериканцев, слово на букву "ж" - для евреев. Контекст роли не играет: даже если вы никого не оскорбляли и вообще не расист, а процитировали название трека популярного чернокожего рэппера или стихотворение Пушкина - вас все равно заблокируют на срок от суток до месяца, а то и вовсе удалят аккаунт. Потому что иначе кто-то, на другом конце земного шара, прочитав запретное слово, либо узрев на секунду голый сосок, удалит свой фейсбук, а деньги, на которые он мог бы купить кроссовки по рекламной ссылке, потратит на психоаналитика.
Отсюда же вытекает идея "безопасных пространств": вроде бы и интернет глобален, да и в реальном мире стираются любые мыслимые границы, но отдельным группам требуются невидимые глазу виртуальные "загончики", защищающие хрупкую психику от зловредных "триггеров". Новые алгоритмы фейсбука, которые должны, по словам Цукерберга, "создавать индивидуальную газету для каждого человека" - в том числе выполняют и эту функцию. Основная идея состоит в том, что в "своем" пространстве социальной сети вы должны чувствовать себя в такой же безопасности, как и дома за закрытыми дверями. Таким образом, соцсети перестают быть "социальными", и превращение фейсбука в американское издание "Одноклассников" уже не за горами.