Путин попытался вновь выступить в роли "спасителя", на этот раз бизнеса. Но пока вся экономическая поддержка государства - это скорее имитация, а не реальная помощь. Да и круг тех, кому нужна помощь, намного шире. Новый эксперимент в Москве показал, что при авторитарной власти технологии станут инструментом "цифрового рабства". Об этих и других событиях уходящей недели читайте в дайджесте "Яблока".
Картина недели
Крохи для бизнеса
Для Путина уже становится нормой выступать в роли "волшебника на голубом вертолете" и регулярно объявлять о новых мерах государственной поддержки. Но на деле оказывается, что готовы помочь далеко не всем и совсем понемногу. На этой неделе президент объявил о старте программы государственных грантов на зарплаты работникам частных компаний. Однако, как оказалось, компаний, которые подходят под критерии для выдачи гранта, всего 20% от всего бизнеса (подробнее читайте в "Ведомостях").
Во-первых, речь идет только о малом бизнесе - самозанятые и микропредприятия компенсацию не получат. Во-вторых, на гранты подать могут только те предприятия, в которых на 1 апреля сохранено не менее 90% рабочих мест. Многие компании уже успели сократить гораздо больше работников из-за убытков в марте. В-третьих, размер компенсации на одного сотрудника - всего 1 МРОТ (12 тыс. рублей).
Эти меры намного меньше, чем предлагает "Яблоко" в своем антикризисном плане: компенсации работникам всех компаний, а не только признанных чиновниками "наиболее пострадавшими", а размер выплат - 80% от средней зарплаты в каждом регионе. Так, в Ярославской области сумма компенсации при таком подходе составит примерно 24, 5 тыс. рублей, Приморье - 33 тыс. рублей, Москве - 64 тыс. рублей, Санкт-Петербурге - 45 тыс. рублей. Почувствуйте разницу с путинскими "грантами".
В целом, правительство пока направило на борьбу с кризисом 3 трлн рублей - в несколько раз меньше необходимого. Это не помощь, а ее имитация, пишет Григорий Явлинский. Недостаточность поддержки - еще и следствие паралича "вертикали власти": если в руководстве страны все решения принимает один человек и этот человек чего-то не понимает, то вынуждены не понимать все.
Кремль не хочет тратить деньги бюджета на поддержку бизнеса, потому что тот с ним не связан, уверен член Политкомитета "Яблока" Лев Шлосберг. Неуважение к частной собственности, частному труду, личному вкладу человека в общенациональное благосостояние является одной из основ системы государственных координат российских властей. Но, как никогда раньше, частный бизнес является страдающей частью российского общества.