"Россия и другие страны так или иначе постепенно выходят из карантина. Однако его последствия будут плачевными. Каким станет мир после пандемии коронавируса, описал Григорий Явлинский.
Глобализация отступит, национальные правительства получат больше власти и будут активно ее применять, все больше упирая на "безопасность". Мир станет беднее, разобщеннее и озлобленнее, во всяком случае на ближайшие годы. Международные отношения будут жестче и циничнее. Возрастет риск новых конфликтов (или возобновления старых). Локализация и снижение потребления уже нанесли по экономике серьезный удар, и проблема безработицы будет долгосрочной.
Для России кризис будет особенно тяжелым вследствие исчерпанности экономической модели, многолетней неэффективности, падения цен на нефть и газ, санкций. Из состояния посткарантинного ступора экономику могло бы вывести государство с помощью серьезных усилий. Однако в России нет качественного государства и, соответственно, грамотной политики. Путинское государство не будет вкладывать в экономику необходимые ресурсы, так как считает своей исторической миссией борьбу с Западом, а не создание современной экономики и повышение благосостояния граждан. В этом, а не в коронавирусе, суть российского кризиса.
Одержимость российской правящей группировки борьбой с Западом становится опасной и для России, и для мира, убежден Явлинский.
Есть и другое важное последствие. В любой момент может начаться "вторая волна" коронавируса (как это уже происходит в некоторых странах). Поэтому стабильность экономики и жизни в целом теперь будет зависеть от эффективности системы здравоохранения.
В России с медициной все плохо, необходимо срочно начать ее масштабную поддержку, уверены в "Яблоке": председатель партии Николай Рыбаков направил премьер-министру Мишустину соответствующую программу (краткую версию смотрите здесь).
Мы предлагаем, среди прочего, в несколько раз повысить госфинансирование медицины (с 3% ВВП в 2019 году до 10% ВВП к 2030 году); реформировать систему оплаты труда медработников; увеличить резерв больничных коек за счет государственно-частного партнерства; создать Всероссийский центр профилактики инфекционных заболеваний; повысить расходы на фундаментальные исследования.
Хотя в том, что Кремль заботит состояние медицины, есть большие сомнения
Служба спецсвязи и информации ФСО поинтересовалась мнением экспертов (адвокатов, прокуроров, правозащитников и ученых-юристов), а также бизнесменов, подвергавшихся уголовному преследованию. Всего были опрошены 279 экспертов и 189 предпринимателей в 36 регионах.
Три четверти респондентов (74, 3%) считают, что ведение бизнеса в России небезопасно в 2017 г. такой точки зрения придерживались 57, 1%. Доля опрошенных, считающих, что российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий защиты бизнеса от необоснованного преследования, остается практически неизменной и на протяжении последних трех лет сохраняется на уровне 7071%. Зато заметно увеличилась доля респондентов, не считающих правосудие в России независимым и объективным: с 50% в 2017 г. до 73, 8% в 2020 г. Примечательно, что не доверяют судебным органам также 57, 7% опрошенных экспертов. (с)