Прочитал занимательную историю
В то время как Юрий Долгорукий со товарищами в огораживал частоколом Боровицкий холм для создания поселения будующей Москвы во Франции начинали создавать акционерные общества.
В 1177 год под Тулузой, на реке Гарроне был построен каскад водяных мельниц, и для их строительства было сформировано "Товарищество Базакля". В нём было 96 долей
А в 1370 году эти "юшо", каждую долю из 96-ти разрешили дробить и дальше. Что важно, общество с самого начала было анонимно, и никто, кроме нескольких человек, кто руководил финансами Товарищества, не знал имён правообладателей, ни сумм, вложенных ими. Доли можно было продавать, передавать в наследство.
Товарищество регулярно платило дивиденды (обычно от 7 до 12% в год). Это первое (во всяком случае, первое документально подтверждённое) акционерное общество, на пике - владелец 60 мельниц, благополучно прожило... 7 веков, и было продано только в середине XIX века.
Ещё интересная тема народные акционерные общества, появившиеся в начале XIV века.
Типичные их операции выглядели так. Находились 3-4 нефа (корабля грузоподъёмностью 600-700 тонн), первые 30% капитала вносили несколько крупных купцов, остальные 70% - мелкие акционеры, которых в итоге могли быть сотни.
Особенно популярны акции таких предприятий были у вдов (которым на что-то надо было жить после потери кормильца). Типичная торговая экспедиция этих кораблей Флоренция (Генуя, Венеция, Марсель) в крымскую Кафу, в Александрию или Брюгге приносила акционерам в среднем 20-25% на вложенный капитал. Иногда и 30-35% (треть прибыли брали владельцы судов, остальное распределялось среди акционеров).
Причём, эти операции были почти беспроигрышные. За XIV-XV не было ни одного захвата каравана пиратами на каждом нефе было до 40-50 бойцов с арбалетами, корабли были большие и устойчивые. За два века было лишь несколько крушений кораблей в Бискайском заливе.
Но самое главное вложения в акции были застрахованы. Первое документальное свидетельство страхования такого рода в Палермо в 1350 году. Далее это стало для всех торговых республик нормой. Страховка стоила обычно 5% от вложенного капитала. Т. е. теоретически от вложенных денег можно было потерять только 5%, всё остальное отдала бы страховая компания. За вычетом страховки такое народное АО за один рейс давало своим вкладчикам 15-20% минимум.
(с) ТК Толкователь