жрецы, которые формулировали концептуальные и идеологические основы
жизнедеятельности племени, и
вожди, которые руководили конкретными направлениями деятельности племени.
Т. е. осуществляли то, что в настоящее время обозначается термином
"государственность".
Государственность - субкультура управления на профессиональной основе
делами общественной в целом значимости на местах и в масштабах общества.
По мере того, как племя увеличивалось в численности, оно постепенно
переходило к оседлому образу жизни. В этом случае появлялась насущная необходимость
для племени сохранения за собой территорий, эксплуатация которых да#1104; т разнообразные
ресурсы для обеспечения жизнедеятельности племени. При этом ч#1104; ткая делимитация
(определение границ территории жизни племени) территорий не требовалась до тех пор
пока
#61623; ресурсы этих территорий не востребованы для эксплуатации обитающими в этом
ареале племенами или пока
#61623; ресурсов территории хватало для всех, и потому все племена считали эту
территорию своей.
Но как только условия жизнедеятельности племени обуславливали
необходимость контроля территории для исключительной эксплуатации е#1104; ресурсов, так
неизбежно возникала ситуации, подобная определению права собственности на "воловьи
лужки" в пьесе-шутке А. П. Чехова 5. А это в свою очередь в жизни, как и в пьесе-шутке,
ставит задачу решения проблемы взаимодействия ранее раздельных культур, но которым
теперь предстоит образовать симбиоз культур, т. е. сформировать новую культуру на
основе прежних.
Так начинается построение государства.
Государство - государственность + территория, акватория и воздушное
пространство, на которые распространяется исключительная власть государства, и
население, живущее на этой территории.
При этом Государство как функция - это система самоуправления общества,
обеспечивающая развитие или хотя бы выживание народа, без потери его культурной
идентичности, под воздействием внешних факторов.
Если же государственное устройство какой-либо страны не обеспечивает своим
функционированием задачи народосбережения и его культурной идентичности, то это
означает, что у страны есть государственность, но нет государства, поскольку население
не может пользоваться ресурсами своей страны в интересах народа, т. е. страна
функционирует не в форме государства, а в форме колонии или криптоколонии.