У нас есть информация, что здесь нарушается закон губернатора, - заявил один из полицейских, требуя от участников открыть дверь в аудиторию.
В помещение, где было 25 участников съезда, зашли как минимум десять силовиков. Двери в аудитории они заперли на ключ, не давая таким образом никому ни зайти, ни выйти. Первое время Юлия Галямина и другие участники пытались доказать полицейским, что они соблюли указ губернатора, даже поголовно пересчитали при сотрудниках всех собравшихся. Несмотря на это, начальник новгородского ГУВД полковник Сергей Максимов отдал приказ подогнать служебный транспорт и разогнать всех силой. В этот момент кто-то из волонтеров съезда пошутил, что он всю ночь делал презентацию для мероприятия не для того, чтобы ее никто не смог посмотреть.
Председатель новгородского "Яблока" Виктор Шалякин рассказал "Новой", что в Великом Новгороде обычно не бывает массовых задержаний, у местной полиции для этого и подходящего спецтранспорта нет: "Все из-за того, что это москвичи приехали. У них [сотрудников полиции] сейчас задача не указ [губернатора] соблюсти, а всех просто задержать".
Первой задержали Юлию Галямину, ее из здания через задний выход вывели трое сотрудников полиции.
- Таких депутатов, как я, которые хотят мирной и хорошей жизни в каждом селе, каждом городе, власти боятся, а этих страшных людей в черной форме, в погонах и касках ненавидит и боится вся страна, - кричала Галямина, пока ее вели к полицейской машине.
Сразу за ней за "неповиновение законным требованиям сотрудников полиции" задержали муниципального депутата из Санкт-Петербурга Виталия Боваря. После этого задержания прекратились на пару часов, но из помещения, где проходил съезд, силовики никого не выпускали. Несколько участников устроили в аудитории пикеты, кто-то стоял с плакатом "Россия будет свободной".
Уже после задержаний на съезд вместе с женой и двумя детьми приехал депутат от КПРФ и делегат съезда Евгений Ступин, который не успел к началу мероприятия. Его пустили в аудиторию, потому что он представился адвокатом одного из участников мероприятия, но, как и остальным, выйти из помещения ему уже не дали.
В это время дети Ступина начали бегать по территории гостиницы и попытались выведать у сотрудников полиции, где их папа и когда его отпустят.
В какой-то момент сын депутата подошел к стеклу, через который был виден плакат про свободную Россию, и начал читать его по слогам: "Ро-сси-я бу-дет сво-бод-ной... Россия будет свободной! Папа тоже так говорит!"
Ближе к шести вечера участников съезда начали выпускать, на всех составили протоколы по ч. 1 ст. 20. 6. 1 КоАП (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). Если сами делегаты насчитали в помещении 25 участников, то в протоколах было указано, что в аудитории был 31 человек.
- В моем протоколе написано, что конференция проводилась в двух залах с общей численностью более 30 человек, но их не волновало, что я вообще находился аудитории, где даже 20 человек не было - рассказал депутат Академического района Москвы депутат Василий Хорошилов.
Пока делегаты, которых наконец выпустили из аудитории, рассказывали про составленные на них протоколы, в соседнем банкетном зале гостиницы "Россия" началась свадьба, на которой присутствовало гораздо больше 30 человек, но срывать ее полицейские не стали.
Перед тем, как все разошлись, силовики задержали еще одного депутата - Александра Бондарчука из ЯНАО. Депутат долго требовал от сотрудников полиции соблюдения всех формальных правил, поэтому его задержание растянулось как минимум на полчаса.
- Вы мне составили тут повестку задним числом, во-первых, а во-вторых, где печать? Тут должна стоять печать, но стоит только чья-то корявая подпись, - отчитывает Бондарчук майора полиции.
- Товарищ, ну вам что, принципиально, чтобы тут эта печать стояла? Если вам так важно, я могу сейчас отправить нашего сотрудника в отдел, чтобы он поставил эту печать, но что это изменит? - отвечает полицейский.
Всех задержанных политиков оставили в отделении полиции. На них составили протоколы по статье 19. 3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), за что им может грозить до 15 суток ареста. Суды назначены на 24 мая.