4 октября 2001 года в 09:15 по московскому времени из аэропорта Бен Гурион (Тель-Авив, Израиль) вылетел самолет Ту-154 (борт N85693) рейсом 1812, курсом в Новосибирск.
В 13:39 самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта Ростова-на-Дону, экипаж вышел на связь и сообщил, что полет проходит нормально.
В 13:44, когда лайнер находился в 200 километрах юго-западнее Сочи, на высоте в 11 тысяч метров, он пропал с экранов радаров.
Командир экипажа Ан-24 "Армянских авиалиний" Гарик Ованесян, совершавший рейс Симферополь Ереван, сообщил диспетчерам, что видел взрыв и рухнувший вниз самолет.
К месту аварии вылетела поисковая авиация, вышли спасательные плавсредства. Вскоре установили точные координаты падения самолета: 42, 11 градуса северной широты и 37, 37 градуса восточной долготы. Найденные в море тела погибших и фрагменты разбившегося Ту#8209; 154 доставил на берег сухогруз "Капитан Вакула".
Но истина, как известно, дороже денег. В 2015 году родственники погибших в катастрофе российского Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем в 2001 году, снова потребовали официального установления ее причин. Соответствующие письма направлены в Генпрокуратуру и президенту России.
И все-таки ракетный пуск ЗРК С-200 не был невозможным, случайным либо произведенным в неопределенном направлении. Плановые учения это, прежде всего, тактический замысел, воинский профессионализм и строгое соблюдение мер безопасности.
Вероятно, в ходе стрельб ПВО Украины 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели, имел аналогичную радиальную скорость.
Поэтому "умный" радар системы С-200В обнаружил самолет и принял его за учебную цель (которую должны были запустить на удалении около 60 км).
ЗРК С-200 использует полуактивную систему наведения. Источником излучения (подсветки цели) служит мощный наземный радар. Ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. Для сканирования воздушного пространства и поиска цели радар работает в режиме монохроматического излучения (МХИ) подсвечивает цель, определяет угол возвышения, азимут и радиальную скорость. Для определения дальности используется иной режим фазокодовой модуляции (ФКМ). Переключение с МХИ на ФКМ требует до 30 секунд, и для экономии времени в боевой обстановке может не производиться.
Оператор С-200 не определил расстояние до цели и "подсвечивал" Ту-154 на дальности 250-300 км (вместо малозаметной учебной цели, запущенной с дальности 60 км). В этой ситуации поражение Ту-154 зенитной ракетой выглядит не следствием промаха по учебной цели, а результатом преднамеренных действий оператора С-200. Случайности быть не могло.
Чтобы поразить Ту-154, надо было фактически в ручном режиме подсвечивания привести ракету к цели. Полагаю, очевидная серия ошибок является преступлением конкретных военачальников и операторов-исполнителей.