Читать меня начали учить в три (хорошо помню свою желто-оранжевю азбуку и синий букварь в аистом, который держит в клюве портфель, и то, как я сижу на колене у дедушки по маминой линии и повторяю буквы). К трем с половиной я уже читал бойко и хорошо запоминала прочитанное (вообще всю жизнь хорошая память на печатный текст), и это очень оценили в моем детсаду, в который я проходила в общей сложности месяца три; если воспитателям надо было чем-то занять детей, меня сажали на стульчик посередине кружка, и я пересказывала на память громадную книгу русских сказок формата А4 и толщиной в руку, которую освоила к тому времени. Это, я так понимаю, заложило основу любви к формату публичных выступлений. )))
А потом я уже просто таскала дома с нижних полок стеллажей книги, до которых могла дотянутья и читала взахлеб. Библиотека дома была большая, поэтому в мои шаловливые ручки что только не попадало. Например, в 4 года мама с бабушкой конфсковали у меня Остров пингвинов Анатоля Франса. Политическую сатиру, конечно, я не понимала, но сказка про Кракена и Орброзу в самом начале мне очень понравилась!!
Дочь начала учиться года в четыре, но процесс у нас сильно затянулся из-за того, что ей было трудно перейти к чтению по слогам. Нам помог букварь Масловой, большой такой, зеленый, где мальчик бежит от буквы М к букве А. Так дочь научилась тянуть Ммммааамммааа.
А вообще все эти гонки - у меня ребенок начал читать в пять, а меня в три, а у меня в два, а мы вообще в год учим английские буквы - ерунда на постном масле. Вот я могу сейчас, когда они все на четвертом курсе, смотреть нато, как, что и сколько они читают - да примерно одинаково все у всех.