Так вышло, что сейчас занимаюсь с ребёнком с сенсорной алалией. Но не как логопед, такого опыта у меня нет. Запрос родителей просто общее развитие. Гору видео пересмотрела, как дети из вовсе не говорящих становятся полноценными и идут в обычную школу! До слёз радости!
Но почему же нет государственных программ, только частные, не всем под силу по оплате, ээх (((
Знаете, это такое счастье, видеть хотя бы крохотные подвижки, шажочки.
Всё должно быть построено на ярких эмоциях. Придумываю сама из головы, чем удивить ребетёнка. На прошлых занятиях эффект произвела лепка из глины торта с настоящими свечками! Обожглись немного, но зато поняли смысл нескольких слов и научились их произносить! Боже, это потрясающе! Может у вас есть интересные идеи, поделитесь пожалуйста!
До пяти - вполне может не говорить. У меня была девочка - ( я с детишками занималась, фигурки из гипса мы раскрашивали, коллажи всякие делали, игрушки на ёлку. Давно, в Марокко. Девочке как раз 5 было, не говорила, ( диагноз никто не ставил), в 5, 5 заговорила. Причём просто попросила меня повесить ее игрушку на ёлку. Протянула и сказала - повесь. Но, мне кажется, там важно, что мы в группе работали. И ещё вспомнила - я иногда пса своего приводила, он уже старенький был, просто рядом лежал. Она любила с ним общаться. Он все позволял- даже цветочек на нем гуашью рисовать. Ну и да, рисовать и лепить важно. Присматривайся к рисункам - что она хочет ими выразить. К краскам - какие выбирает. Анализируй все это. И не навязывай свои решения. Короче - присмотришься - поймёшь и разберёшься. Да, ещё попробуй грим на лице. Принеси косметичку. Тебя пусть раскрашивает, если родители позволяют - себя. Необычный облик, ( цветочки там помадой на щеках и на любу что- то " перещёлкиваться" в голове и запускают другие механизмы. Это я давно заметила. С самыми неугомонными позволяет справится и к самым закрытым детишкам найти подход. Удачи. Ну а государственная программа - по мне не очень эффективна будет. Тут очень индивидуально надо, ибо причины всегда разные.
столь интересным делом, то организовал бы, наверное, с детьми театр теней, где руками надо пытаться изобразить персонажей)) А может быть и придумать сюжет. Мне кажется, тут включаются и эмоции, и мелкая моторика, и творческое мышление.
На счёт грима это классная идея. Я как раз купила для костюма кикиморы, зелёным рот красила. Можно её взгляд хотя бы на меня попробовать привлечь, показать звук ртом, что б она обвела губы одновременно. Букв и цифр она не знает, не может воспринимать пока что эти знаковые системы, уровень 2 годика в свои 4, 5. Но моторика отличная, и созидающая такая, ничего не раскидывает, спокойная, позитивная, красивая малышка! У мамы она третий ребёнок, поэтому мама уже в 2 года заметила что то не так, потому что не реагировала на, своё имя ((( .
И шипящие звуки у неё отличные, как ни странно, обычно как раз их и ставят у логопеда. Я ей говорю " Держи! " , а она бормочет, повторяет похожее " Жижи.. Жужи " ..
А вот собак она боится очень мама её говорит. Никого не боится, а на собак прямо фобия ((( Но я заметила, что она на громкие резкие звуки за ушками трогает, морщится. Наверное болевые ощущения. .
Точно! Они всегда приходят вечером на занятия, за окном темно! Мама подержит нам фонарик, а я на палочке сделаю силуэт совы! Сова будет на стене огромной, до потолка! И сова будет говорить Уу Уу!!! ))) Ге ни аль но!!
А разве нет государственных программ такого рода? Я помню, в Новосибирске были такие центры Синеглазка для детей с неврологией любого рода, с физио, ЛФК, массажами, иголками, там были сенсорные комнаты - ну знаешь, все в белых кожаных матах, темнота, огоньки, разные светодиодики, которые в косичку заплетаются, светящаяся мебель, фонтанчики, разные по фактурам плоскости, разные фигуры, туда направляли и детей с сенсорной алалией.
Произносит звуки? Тогда может со слухом проблема? 4, 5 совсем не много. У меня внуки билингвы, даже трилингвы, средняя заговорила боле - менее в три, младший и того позже. Младший вообще же тами обяснялся долго. ( он тоже третий, старшие его понимали и за него все озвучивали, он и рот открыть не успевал. Может тут та за проблема? Буквы и цифры вообще ерунда в этом возрасте. Пусть рисует. Главное, обращай внимание - монохромные ли рисунки, много ли цветов использует? ( где - то мне попадалось, связь зрительная со слухом у детей. Слабослышащий вроде меньше цветов и пользуют. ( надо почитать про это ). Песенки с ней напевай, когда что - то делаешь. ( Антошам, пошли копать картошку, далеко - далеко на лугу попутав ко.. и похожие. ( сама напевай потихоньку).
Есть такой мультик (там серия целая) *Синий трактор*
Я тоже была против, но посмотрела.
Он учебный. Для малышей совсем.
И музыка там... не классика, конечно, но очень правильная.
Родителям ее скажи.
Может и зайти... а может и нет.
Но он развивающий)
То есть она не всегда понимает связь между звуком и понятием, просто повторяет, напрмер жижи, это типа держи. Это слово вот она поняла и запомнила, Слава Богу. Наша цель, что б она поняла смысл того, что она произносит.
Я ей постоянно напеваю мееедленно, в процессе того, когда мы работаем с глиной, красками, песком.
Цвета она берёт все, смешивает их, очень любит! Но не любит пачкаться красками, мыть сразу бежит. Вот глину спокойно переносит на руках. И всё тянет в рот. Клей, гуашь, ей надо рецепторами ощутить, но мама спокойна в этом плане, ибо она научилась говорить Фууу и морщится при этом. То есть поняла связь.
Они мультики дома прекрасно смотрят, особенно мишки-мимишки и обучалки. Она очень любит. И даже понимает на уровне эмоций, когда кто то кого то обижает. Но сказать не может ничего, просто издаёт звуки Оой, ааай.
На занятиях то мультики конечно исключены, нам нужна конкретная арт терапия...
Это мы с внуком смотрим сейчас про какой то синий трактор. Сейчас вообще такие классные песенные обучалки, я прям тащусь! Родители нам не разрешают, деть без мультов сидит. Но я включаю, ибо мне реально нравится. И цвета, и счёт, названия предметов, и весёлая музыка, и правильная речь, ничего лишнего, никакого хаоса звукого и цветового, всё чётко по делу.
Соленого теста лепить попробуйте, раз в рот тянет. Если хоть чуть - чуть говорит, звуками,
хорошо. Та девочка, о которой я писала, молчала совсем. То есть до двух лет издавала звуки, а потом, три года, как немая. Даже не кричала, когда падала. ( я не знаю, в чем там причина была, но, видно, была. ) А потом прямо сразу сказала мне -" повесь. " ещё попробуй, не с ней жить впрямую общался, а через игрушку. Допустим у неё в руках мишка. И ты обращайся к Мишке. Мишка - хочешь конфету. Скажи - дай. Ну сначала покажи, конечно, что за мишку надо говорить.
Не восхищается ими. Странно. В основном спортивными играми её можно завлечь. Мы в спорт зале 1 раз в неделю занимаемся, и 1 раз в классе, как арт терапией.
С ней мишка бибабо на моей руке только в спорт зале взаимодействует, ловит и кидает ей предмет, а в кабинете когда рисуем, то он её не интересует почему то.
Она, кстати, очень ловкая.
Мишки. ( думаю, для неё игрушки - просто предметы. Надо учить играть. ( вот вспомнила, сестра моя двоюродная, обожала машинки. . Играла с ними, спать укладывала, кашей кормила. А в куклы не играла совсем. Можно шарики надувные брать и их разрисовываться. Шарик - Собачка там, кошечка. ( я в детстве сама, помню, любила с такими шариками ходить. Тогда фломастеров не было - рисовать на них, папа химическим карандашом ( тупым) мне их разрисовывал. Короче - вспоминай мультик " " варежка".
Только грустный, цепляет за душу.
А так да, что бы одушевить игрушку, ей нужно развивать фантазию, эти зоны мозга, чем мы и занимаемся.
Её любимое, это лепка из глины. Попробую в сл раз слепить с ней сову и в театр теней с ней же и поиграть! Выучить звуки Ууу, У- У, а может и Угу, Угу.. Надеюсь, будет результат!
Легко лепить ещё. Найдёшь в интернете. Такая " груша, а потом ножницами маникюрными или щипчиками выстригаешь " иголки". ( перья у совы тоже можно. ) дети обожают этот процесс.
Я внукам глазки такие, которые для детских игрушек на листики цветов наклеивала. Или на пинпонговских шариках глаза рисовала и в крону цветов вставляла.
-девочками сенсорной алалией, но там и аутистичные черты были. Доставайте игрушки из разных материалов из гороха, гречи, называйте их, как только поймёт и принороаттся, к форме игрушек, вытаскивайте с закрытыми глазами и просите определить. рисуйте пальцем на манке, надувацтеимвльные пузыри, этот важно, опредеЙте звучащиеипрелсеты -барабан, колокольчик, бубен. Ичеольщуйтеина занятиях карточки Peсs (загуглите). К каким врачам мама водит ребёнка, аккуратно поинтересуйтесь.
И не верьте что нет программ, у нас полно коррекционннвх заведений. Я работаю в одном из таких.
Aшyня Юля, спасибо!!! Вы же из Питера, а подскажите
где такие центры и программы государственные!!! Может мама не знает и правда!! Они же сами ещё только только от шока отходят, что такая беда с малышкой. Заметили в 2 года. А ей сейчас 4. Их и гоняют по платным.
Спасибо огромное!!! Буду вам рассказывать о наших победах, дорогие соседи!!! Я верю, получится!!!
Аутичных черт пока не увидела, Юля, она тянется к детям, посещает обычный детский сад!
Кстати, Юля, как Вы считаете, ей лучше обычный сад или коррекционный, с детьми с другими заболеваниями. Я считаю не надо из обычного сада переходить никуда. Если только в речевой. А Вы?
Aшyня На музыкальных инстументах мы работаем, Юля!
В зале когда занятия. И колокольчики, и барабан, и бубенчики, и маракасы, металлофон ей даю, пою ей на распев октаву вверх вниз. Ей нравится! Пытается повторить.
Мы пообщались по телефону, Юля имеет огромный опыт работы с детьми по коррекции речи, и она увидела именно аутические черты в моей девочке! То есть!!! Родители теряют драгоценное время! Отталкивают эту тяжёлую пугающую информацию! А ведь можно с, помощью нужных специалистов довести ребёнка до самых высоких возможностей и использования ресурсов её организма по полной! Завтра буду серьёзно говорить с мамой, где они лечились, были ли у психиатра, получают ли инвалидность. Но последнее вряд-ли. Мама скорее всего отталкивает диагноз аутизм. ((( , тем самым тормозит своего же ребёнка.
Будкм надеяться, что разговор завтра будет конструктивным, и мама меня услышит. Наши занятия тоже дают свой результат, но это не то. Тут нужны не поглаживания, а конкретные манипуляции в связи с поставленной инвалидностью.
В который раз благодарю Мейби!!! Какое счастье, что Юлю притянула эта моя информация, мой крик души! И теперь, возможно, мы сможем помочь маме и малышке по настоящему!
Ведь я специалист иного уровня, я детский педагог- психолог, работала с обычными детками. Такого опыта как у Юли, у меня конечно нет! Спасибо Юле огромное!