50 чжан
Рождение - это выход, смерть - это
вход.
Тринадцать следуют к жизни,
тринадцать следуют к смерти,
но и тринадцать - те, что живы - уже
умерли прежде,
но вслед за тем родились вновь. Почему это так?
Потому что они рождаются, чтоб их суть
стала
крепче. (1)
Ибо тот, кто открыт восприятию
истинного,
сохранит себя,
и, странствуя по Земным дорогам, не
падет
жертвой носорога или тигра,
а в случае войны не погибнет от меча.
Носорогу некуда будет вонзить свой рог,
тигру не во что будет Запустить свои
когти,
воину некого будет своим мечом
поражать.
Почему это так?
Потому что он освободился от того, что
может умереть.
(1) Так или иначе, каждому из нас приходится решать вопрос о смысле человеческого существования. Одни предпочитают вообще не замечать подобных проблем, другие обнаруживают таковой смысл в том, чем заняты люди. Человек Пути решает подобные вопросы, "не решая" их. Он не ищет ответы, просто сами вопросы со временем исчезают.
Для человека Пути нет смысла жизни, но есть задача: "чтобы суть стала крепче". Он знает, что не по своей воле появился на свет, но согласно высшему приказу. Знает он и то, что приказ этот - ни объехать, ни обойти, - он будет повторяться вновь и вновь, "действуя подобно молоту кузнеца".
Такова суть жизни - так, как видит ее человек Пути. И так, как оно и есть в действительности.
В этой картине мира нет места "человеческим" чувствам. Здесь неуместно уныние, равно как и отчаянье. Здесь бессмысленно жаловаться, зато можно смеяться. В самом деле, что еще стоит делать, осознав безмерность пучины, которая извергла крошечный шарик жизни лишь затем, чтобы, когда он достаточно подрастет, поглотить его вновь? Что может быть более возвышенным, чем, осознавая это, "отдаться теченью судьбы"?.,
Задача жизни - в том, чтобы жить, и сбежать от этого нельзя, уж лучше жить и радоваться! (С).