Про смешение культур
"Что такое государство?
Государство - это система самоуправления общества, обеспечивающая
развитие или хотя бы выживание народа, без потери его культурной идентичности,
под воздействием внешних факторов.
Когда-то, во времена общего состояния развития цивилизации на планете Земля,
определяемого как период "родо-племенной строй", для того, чтобы государство
состоялось, достаточно было всего лишь несколько десятков человек рода или племени.
Но при столкновении с более многочисленными племенами в интересах использования
природных ресурсов (поля, леса, водоёмы) менее многочисленное племя
- либо уходило на менее благоприятные, менее плодородные территории;
- либо уступало ему во всём. И за возможность проживать на плодородной
благоприятной территории полностью теряло свою культурную идентичность,
замещая свою культуру культурой более сильного соседа. Это так называемый
"принцип плавильного котла". Так формируется, например, западный мiр;
- либо вступало в союз с более многочисленным племенем, принимая в свою
культуру те или иные элементы из культуры более многочисленного соседа, при
этом обогащая его культуру своей. Так формируется единое население с единой
культурой, которая является для каждого народа развитием именно своей
национальной культуры.
Эта единая культура может быть
-- абсолютной для народов, её сформировавших, которые в общей для всех
культуре сохранили только элементы своей прежней племенной культуры на
уровне местных особенностей, обычаев. Так, например, узор вышивки,
исполненный одним способом, разнится у единого русского народа в
зависимости от территории: Рязань, Новгород, Малороссия или Белоруссия;
-- частичной разной степени, но с непременным условием принятия в свою
культуру основополагающего концептуального - замысла жизнеустройства -
принципа уважения культур других народов при осуществлении экономической
и политической деятельности. При этом также осуществляется
взаимопроникновение элементов культур народов друг в друга. Примером этого
является сосуществование различных национальных культур в едином русском
государстве, а примером взаимопроникновения, взаимообогащения культур,
является, например, терское казачество и народы Северного Кавказа.
Принцип взаимоуважения народных культур является для народов более
предпочтительным при объединении в единое государство, нежели принцип
"плавильного котла", при котором все народы теряют свою идентичность1.
А необходимость объединения народов в единое государство, даже при
том, что в настоящее время эти народы уже могут иметь и свою
государственность, и своё государство, с каждым годом становится всё более
господствующей доминантой в развитии цивилизации на планете Земля. Это
происходит потому, что по м#1123; ре развития цивилизации численность населения,
которое могло бы (под воздействием внешних факторов) позволить себе
национальное государство, всё более и более возрастала.
Так, например, сейчас экономисты, рассуждая об экономической эффективности,
аргументируют то, что сейчас экономически состоятельной является только та экономика,
которая имеет внутренний рынок потребления (население) не менее 400 млн человек. И
действительно, малые государства экономически не могут "потянуть" решение больших
проектов. Так, например, Советский Союз с населением порядка 300 млн человек
спокойно развивал свою космическую программу и строил дальнемагистральные
широкофюзеляжные самолёты, такие как авиалайнеры Ил-86 или Ил-96. Европейские же
страны по-отдельности, при всей развитости их экономик, в одиночку такие проекты
"поднять" не могли. И, например, для решения задачи построения дальнемагистральных
широкофюзеляжных самолётов авиастроительным компаниям Франции, Германии,
Великобритании, Испании, а также при участии авиастроительных компаний других
европейских стран, пришлось объединиться в одну общую авиастроительную компанию
Airbus SE2.
Однако, такой экономический подход не отражает сути того, что есть государство
и не определяет минимальной численности населения, способного поддержать
функционирование своего национального государства. Экономика работает на
обеспечение всего спектра потребностей населения. А потребности могут быть разными, и
они определяются культурой. Так, например, "железный канцлер" Бисмарк, формулируя опасность
России для Запада, сказал: "Россия опасна мизерностью своих потребностей". И он же
сформулировал тезис о том, что, чтобы победить Россию, нужно привить населению России иную
культуру, в том числе и привить ему новые потребности: "Русских невозможно победить, мы
убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя"3.
Т. е. спектр потребностей населения, сформулированных в культуре народа, определяет его
возможности к выживанию в экономическом плане, а идеологические ценности формулируют
экономические потребности, в том числе и спектр потребностей, от которых можно при определённых
обстоятельствах отказаться для сохранения своей культурной идентичности в форме национального государства.
Если во времена "родо-племенного" строя, когда люди жили исключительно в
экономике натурального хозяйства и всё необходимое для жизнеобеспечения
(компетенции) производилось непосредственно руками членов одного рода или племени,
то по мере технологического развития цивилизации и роста численности населения на
планете возрастало количество компетенций, которыми должен обладать народ,
претендующий на построение собственного государства.
Особенно хорошо обязательность обладания необходимым оптимумом
компетенций для обеспечения функционирования национального государства видна на
примере вооружённых сил государств. Так, от численности населения государства зависит
не только предельная/оптимальная/минимал- ьная численность вооружённых сил, которую
может обеспечить государственная экономика, но собственно структура экономики
(наличие необходимого минимума компетенций) обуславливает структуру вооружённых
сил, виды вооружённых сил, вооружение, систему подготовки командных кадров и узких
специалистов (лётчики, танкисты, артиллеристы, сапёры, специалисты радиоэлектронных
средств и т. д.). Чем сложнее техника в производстве и обслуживании, тем большим
количеством компетенций должно обладать государство. Одним из самых дорогих видов
вооружённых сил, требующий от государства обладания множеством компетенций,
исторически был флот. И, как результат, далеко не все государства, даже имеющие выход
в Мiровой океан, могут обеспечить силами своего государства необходимый набор
компетенций не только для строительства кораблей, а хотя бы для обеспечения их
эксплуатации."
- Внутренний Предиктор СССР. Аналитическая записка "Государство - это система выживания народа".