У Войновича прочла.
Но текст не его.
Вчера прочитал материал, про рубцовский полк Росгвардии, сотрудники которого отправили сотни килограммов посылок с "трофеями". Поскольку я почти всю жизнь прожил на Алтае, то "Рубцовск" - это не пустой звук для меня. Давайте я пару слов про него напишу.
Рубцовск довольно крупный город, третий по численности в Алтайском крае. В советское время там был крупнейший в азиатской части СССР тракторный завод. И вообще это был крупный транспортный центр на центральноазиатском направлении. Но после распада СССР закрылся и завод и теперь градообразующими предприятиями 140-тысячного города стали четыре тюрьмы.
Для большого числа рубцовской молодежи есть всего две жизненные перспективы попасть в тюрьму в качестве арестанта или в качестве охранника. Разница между двумя этими категориями не велика думаю, можно поменять местами сидельцев и охранников без особой потери качества.
Это один из самых оппозиционных городов России у "Единой России" там всегда большие проблемы, а у КПРФ наоборот. Но оппозиционность по причинам, описанным выше, выливается почти исключительно в рессентимент и ностальгию по СССР, когда в городе была нормальная работа.
Там есть какие-то социальные НКО, живущие за счет бюджета, но из всего реального реального гражданского общества там было только ОНК, пока ее не разогнали: ни семинаров российских просветителей, ни наблюдателей Голос - за честные выборы, никто там не слышал про ОВД-Инфо или Агору.
При этом, Рубцовск это не какая-то столица орков. Оттуда выходили вполне приличные люди: там почти все свое детство провел Владимир Рыжков, который с начала 2000-х предупреждал россиян, что "сильная рука" в России обычно заканчивается войной и национальной катастрофой; там родилась Катя Кильтау, которая после окончания Вышки и работе в Фонде Гайдара вернулась на Алтай развивать клубы молодежных дебатов, а сейчас организовала в Тбилиси сбор помощи для беженцев; там родилась Раиса Максимовна Горбачева женщина, которую первой за почти сто лет можно назвать настоящей отечественной "первой леди". Там и сейчас есть вполне приличные люди, в том числе и политики. Не буду называть имен, чтобы беду на них не накликать.
Но это скорее исключения, потому что вырваться из рубцовского "притяжения" молодым людям очень непросто.
А теперь про коллективную ответственность. Она должна заключаться не в заламывании рук, посыпании головы пеплом и оплакивании Пушкина (это эмоционально понятно, но малопродуктивно) с Пушкиным ничего не случится, как не случилось с Гете, Ницше или Вагнером. Настоящая коллективная ответственность состоит в том, чтобы сделать из Рубцовска нормальный город.
- Чтобы у рубцовчан были еще какие-то варианты устройства жизни, кроме тюрьмы и "свалить", чтобы там появились нормальные рабочие места.
- Чтобы рубцовчане могли поехать в отпуск в Турцию или лучше сесть всей семьей в нормальную машину, доехать до Иссык-Куля и оттуда по "Шелковому пути" через Самарканд и Бухару - до Хивы, останавливаясь в нормальных 3 4-звездочных отелях.
- Чтобы рубцовские бизнесмены и чиновники могли сесть на скоростной поезд и за час проехать 300 километров до Барнаула, чтобы поучаствовать в дискуссии Зубаревич, Константина Сонина и Гуриева о перспективах российской экономики.
- Чтобы рубцовские профсоюзы действительно отстаивали права наемных сотрудников и проводили встречи, например, с Павлом Кудюкиным.
- Чтобы рубцовчане могли сесть в Рубцовске на самолет и слетать в Новосибирский театр оперы и балета на "Тангейзер", в Красноярск - на книжную ярмарку или на машине по хорошей дороге, не боясь ежеминутно пробить колесо, проехать 500 км до села Сростки, куда Антон Долин привезет на Шукшинский кинофестиваль Звягинцева и Серебрянникова.
- Чтобы рубцовский футбольный клуб (частный, а не бюджетный) без всякой сенсации выбил из Кубка России "Краснодар" (может же клуб из 50-тысячного Вильяреала выйти в полуфинал Лиги чемпионов).
- Чтобы рубцовчане могли сходить на организованную в их городе Борисом Грозовский дискуссию об исторической памяти и прошлом с участием Ивана Kurilla, Николая Эппле и кого-то из "мемориальцев".
- Чтобы рубцовские студенты могли сходить на дебаты, организованные Катей Кильтау, или семинар Лены Немировской и Юрия Сенакосова в их городе.
- И самое главное. Чтобы спустя какое-то время рубцовчане смогли на свободных и справедливых выборах поменять уважаемого, но поднадоевшего им мэра-либерала на какого-нибудь социал-демократа, а спустя пару сроков сменить и его. И все это без помощи наблюдателей "Голоса" (хотя они были на участках) и адвокатов ОВД-инфо и "Апологии", хотя в городе во время выборов постоянно шли политические акции разных сил. И полк Росгвардии эти акции не разгонял, а обеспечивал их спокойное проведение.
Вот тогда рубцовские росгвардейцы не будут ехать воевать под Киевом или Семипалатинском. Придумать и реализовать такую программу для всех многочисленных российских "рубцовсков" - действительно коллективная ответственность. И работать над этим придется и противникам сегодняшних событий, и сторонникам, и равнодушным. (С)
В общем, не дайте повторить.