История Новосибирска начинается с небольшого купеческого городка Колывани. Его исторические корни восходят к первоначальному периоду освоения Сибири, когда неподалеку от возникшего впоследствии поселения был воздвигнут Чаусский острог. В обширном малозаселенном районе Приобья не было ему достойных соперников и колыванское купечество вело успешную торговлю с окружающими поселениями, поддерживая связи и с более удаленными крупными городскими центрами. В 30 км от Колывани вверх по Оби привольно размещалось гнездовье старинных сел, возникших еще в XVII-XVIII веках. Среди них на левом берегу реки Оби стояло и село Большое Кривощеково. Казалось, ничто не предвещало упадок процветающей Колывани и конец существования этого города. Гарантией этому была главная сибирская торговая дорога - Московский тракт,- соединяющая Россию с далеким обширным краем. Правда, уже не раз появлялись слухи о постройке железной дороги.. Но существовало мнение о возможной прокладке ее через Колывань и Томск.
Существует легенда, что первоначальный проект предполагал строительство моста в районе г. Томска (в то время - центр губернии, крупный торговый и культурный центр), однако, томские ямщики пролоббировали перенос моста, посчитав, что строительство железной дороги приведет к краху их бизнеса. На самом же деле, долина Оби в районе Томска сильно заболочена, а скальный грунт в районе будущего Новосибирска изначально привлек внимание инженеров - именно данное место для строительства моста посчитали идеальным.
Промышленный подъем России в 1890-х годах, возросшая потребность в сельскохозяйственном сырье, поиски дополнительных рынков сбыта для промышленной продукции, огромная заинтересованность в создании выхода к берегам Тихого океана явились основными предпосылками для строительства железной дороги.
На рубеже столетий создание Великого Сибирского железнодорожного пути стало исторической неизбежностью, крупнейшей государственной акцией, открывающей дорогу России в XX век и определяющей смещение экономгеографических акцентов государства на Восток. В начале 1891 года вопрос о постройке дороги был окончательно решен. Начались изыскательские работы. В феврале 1893 года был утвержден вариант Сибирской дороги с переходом реки Оби у села Кривощекова. История Новосибирска ведёт отчёт именно с 1993 года, c появления здесь поселка, ставшего позднее городом Новосибирском.
В 90-х годах на этом месте на правом берегу Оби, где зародился город, стоял густой сосновый бор. С западной стороны на левом берегу примыкали бескрайние степи. На месте будущего города располагались три села и 22 деревни, в том числе Большое и Малое Кривощеково, Перово, Вертково, Бугры, Ерестная, Мочищенская, Речкуновка, Ново-Луговская, Барышево, Издревая, Усть-Иня и др. Они сохранились впоследствии только в топонимике Новосибирска. А пока необходимо было приступить к освоению этого природного пространства, перекинуть через могучую речную артерию Оби линию Транссибирской магистрали и построить уникальный по конструкций железнодорожный мост.
Трасса моста определила положение города. Что же касается развития его на правом берегу Оби, залесенном в менее удобном по рельефу для застройки, чем открытое высокое плато левобережья, то здесь решающее значение играла очередность прокладки железнодорожной магистрали. Согласно записке старожила города Н. П. Литвинова, 30 апреля 1893 года из заштатного городка Колывани на шести экипажах выехал отряд инженера-строителя Г. М. Будагова. Через три с половиной часа он достиг долгожданной деревни Кривощеково, впрочем, в ней была чахлая церковка и поэтому она называлась "селом". Дальнейшее сообщение Н. П. Литвинова дает ответ на причину первоначального развития города на правом, восточном, берегу Оби. "Работа на железной дороге к западу от Оби еще не начиналась. Восточный же участок линии в то время строился, он шел с правого берега Оби до станции Тайга и далее...". Поэтому прокладка железнодорожной линии на правом берегу определила строительство здесь вокзала, железнодорожного депо и поселков, положивших начало формированию планировочной основы правобережной части города. Поселок появился, когда здесь с началом навигации, весной 1893 года, высадились рабочие-мостостроители. Согласно архивным документам, обнаруженным В. Т. Гузевой в Государственном архиве Алтайского края, выселок на этом месте был образован задолго до начала строительства моста, т. е. в 1877 году. Второй поселок рабочих по сооружению и обслуживанию станции был образован у вокзала станции Обь. Строительство поселка у вокзала началось одновременно с сооружением моста через Обь и станционных построек в 1893 году. Этот год и принято считать за год основания Новосибирска, хотя многие исследователи называют и другие даты основания города. Каждый город как развивающийся организм имеет свое генетическое начало, свой исходный генетический код, который прослеживается на протяжении всего дальнейшего формирования. Генетическим феноменом Новосибирска является уникальность, которая проявилась с первого сооружения, породившего город - великолепного и смелого по инженерному замыслу железнодорожного моста. Мост консольно-балочной конструкции с пролетами до 150 м запроектирован выдающимся инженером-мостовиком профессором Н. А. Белелюбским. Летом 1896 года были проведены испытания моста, а 1 января 1898 года по нему открылось постоянное движение от Челябинска через станцию Обь до Красноярска. Железнодорожная трасса с мостовым переходом через реку Обь явились основным градообразующим фактором, определившим особенности планировки и застройки города, его экономику и социальный состав населения.
История Новосибирска богата событиями и фактами, а его рождение и развитие проходило стремительно.
P. s. Извиняюсь, что так длинно, но историю не изложить в двух предложениях;-)