Американцы "расщедрились": украинский флот укрепится старыми катерами
Катастрофическое положение ВМС Украины не является тайной: на "морском" балансе Незалежной находятся лишь 6 легких артиллерийских катеров с 30-и миллиметровыми орудиями проекта "Гюрза", и несколько старых кораблей, 90% которых годами не выходят из ремонтных доков. Переговоры с американской стороной о поставке двух катеров береговой охраны типа "Айленд" (Island) длятся уже несколько лет, и вот впереди замаячила финишная прямая.
Эти катера верой и правдой служили американцам долгое время, но после выработки положенного ресурса, они заменяются на более современные. Оставшиеся списанные катера США готовы щедро "раздавать" за деньги своим союзникам, в том числе Грузии и Украине. Достаточно будет купить их, оплатить 10-и недельные курсы по подготовке экипажа и транспортные расходы, и сделка состоялась. Грузия уже купила несколько таких катеров и успешно их использует, проведя ряд модернизаций. В случае с Украиной, а именно, из-за принадлежности судостроительных мощностей Порошенко, не все так просто.
Стоимость одной "Гюрзы" составляет 7 млн. долларов, за два списанных американских катера просят 10 миллионов. Это выгодно для украинского бюджета (бюджета министерства обороны), если бы не "случайное совпадение". А именно: все катера строятся и ремонтируются на заводах подконтрольных президенту Украины Петру Порошенко. Терять деньги он не собирается, и именно поэтому так долго длятся переговоры по покупке двух старых катеров.
Катера береговой охраны Island были неплохими для своего времени, могли выходить в относительно неспокойное море, чего не скажешь о плоскодонной "Гюрзе", выход в море которой даже в легкий шторм превращается в лотерею. Американцы продают "Айленды" полностью разоруженными, без радиолокационного оборудования и только с гражданскими системами навигации. Так что покупателю придется еще доукомплектовывать катера.
Как говорят в кулуарах МО Украины, когда командующий ВМС Игорь Воронченко узнал о завершающем этапе переговоров по двум этим катерам, он чуть не прослезился. И на это есть объективные причины.
После развала Советского союза Украине достался недостроенный ракетный крейсер, заложенный еще в 1984 году. Но его не только не достроили, но и умудрились обанкротить судостроительный завод, занимавшийся им. Корвет "Владимир Великий", который заложили 7 лет назад все еще не построен, а флагман украинского флота "Гетман Сагайдачный" постоянно находится на ремонте, а если и выходит в море, то только на пару дней "прокатиться" на буксире.
Американцы "расщедрились": украинский флот укрепится старыми катерами
Корвет "Винница" ремонтируется с 2007 года, и умные люди ломают головы, что дешевле: распилить его на металл или все-таки достроить. Средний десантный корабль "Юрий Олефиренко" уже готовится отправится в ремонтные доки, ракетный катер "Прилуки" (никогда не имевший ракетного вооружения) сейчас ремонтируется. Как и десантный катер "Сватово".
Получается, что у командующего, некогда мощнейшего украинского флота, на балансе находятся лишь 6 катеров береговой охраны "Гюрза", корабль размагничивания "Балта" со станковыми пулеметами, и несколько надувных лодок, подаренные американцами. Есть от чего расплакаться даже вице-адмиралу, который узнал о скором прибытии двух новых старых катеров.
Но не все так просто. Пока длилась чехарда с оплатой, бюрократическим согласованием и подписанием договора, катера так и стояли в Балтиморе, полностью законсервированными. По заявлению самих американцев, к расконсервированию они приступят не раньше марта будущего года, так что прибытие катеров в порт Одессы состоится летом-осенью 2019 года. Но это не точно.