В "смутное" время Патриархом Ермагеном в этот день был созван народ в ополчение на защиту Родины. Возглавил его князь Пожарский. В духовную поддержку из Казани был послан образ Пресвятой Богородицы (обычно почитание иконы приходилось только на "летнюю Казанскую", сейчас 21 июля.
Весь русский народ возвел молитву Господу Богу и Божией Матери о помощи и наложил на себя 3-дневный пост. Мольба была услышана, и гнев Божий сменился на милость. 22 октября 1612 года ополчение разгромило захватчиков и освободило Москву.
Повсеместно считалось, что Казанская Богоматерь покровительствует женщинам, что она - бабья заступница. Это был один из главных женских праздников, который отмечали пышным застольем с пивом и брагой.
Если перед восходом солнца удавалось собрать хоть немного росы, особенно целебной в этот день, ею протирали глаза, нарывы, лечили кожные болезни.
В Сибири в день Казанской "гулеванили", с групповыми переходами из гостей в гости, ездой по улицам и т. п.
К вечеру молодёжь собирается на вечёрки. На Ангаре девицы на таких собраниях стряпали "еству" и припасают домашнего пива для угощения парней, вернувшихся с промысла.
Играли, пели и плясали допоздна.
В казанскую и после неё совершаются усиленно "сватанья" и "справляются свадьбы". В сибирских деревнях обычно до начала "вечереньки" в этот день "свадьбой ездили" по селу. В запряженных "пошевнях" и "санках", наряженные женихом, невестой. дружкой и другими участниками свадебного поезда, девушки переезжали с улицы на улицу с песнями и плясками.
Казанская - ещё один традиционный срок расчётов. К этому времени заканчиваются все строительные работы.