Белая Акация Волгоградка шьет наряды модниц Древней Руси
Волгоградка Элина Глушкова не только шьет по всем канонам ушедшей эпохи наряды модниц Древней Руси, но и носит шугаи, кафтаны, понёвы и сарафаны в повседневной жизни, вызывая лёгкий шок у окружающих.
Как призналась Элина, любовь и интерес к русскому костюму возникли не вдруг, а постепенно. Мама-рукодельница шила дочурке одежду по образцам из журналов мод. И дочери привила любовь к рукоделию: дала ей в три с половиной года иголку с ниткой и показала первые стежки.
"Все дети 60-х зачитывались русскими сказками, смотрели их по телевизору, в кинотеатрах. И одежды главных героев на фоне той современной моды казались мне сказочно прекрасными, - говорит Элина Глушкова. - В детсаду любила повязывать платочки, как Алёнушка, в школьны годы носила юбки в пол, старалась украсить свой наряд русским орнаментом, чтобы быть яркой. Конечно, поначалу это было, что называется, "стилизация по мотивам". Но захотелось точного воспроизведения, стала изучать традиционный русский костюм, который на фоне европейской культуры представлял собой самобытное явление. Это настоящий космос, огромный пласт нашей культуры. Женская традиционная одежда была чрезвычайно разнообразна, а каждая деталь имела особый смысл".
Например, по тому, как повязан на талии поясок, можно было многое узнать о девушке. Если его кисточки на концах были на одном уровне, то её сердце занято. На разном - значит, девушка "не занята" и юноша может подойти и познакомиться. У замужних дам с детьми синие концы ремешка говорили о том, что в семье подрастали сыновья, красные - дочки. Практически в каждом населённом пункте, помимо основных, были и свои детали в одежде, обозначающие статус, семейное положение, родство русских женщин. К слову, кожаный ремешок - это изначально деталь мужской одежды. Его носили воины и купцы. Крепкий ремешок нужен был для тяжелых вещей: ножа, кошеля, сабли и т. п.
Слово "баба" почему-то стало сегодня ругательным. А раньше оно обозначало социальное положение женщины. Недавно вышедшая замуж женщина - молодуха, родившая - баба.
По профессии я - и портной, и архитектор. И этот синтез знаний двух, казалось бы, абсолютно разных сфер позволяет создавать гармоничные композиции формы, цвета, стиля, фактуры, - призналась модельер. - Присмотритесь к русскому костюму. Как правило, крой простой, монументальный. Костюм строится по таким же "золотым" сочетаниям, как и в архитектуре. Его красота - в ритме чередующихся полосок, узоров и пропорций, в отделке, мастерстве и вкусе рукодельницы. Русские женщины смело экспериментировали, сочетая в одежде зелёный цвет с оранжевым и малиновым. Наши модницы сказали бы, поморщив носики: фи, это же так некрасиво. Но посмотрите на народные костюмы - да, это необычно, при этом ярко, сочно, свежо".
Не все, конечно, решаются по примеру Глушковой выйти на улицу в нарядном сарафане, повойнике или шугае. Многослойная, монументальная русская народная одежда не вписывается в нынешние стандарты красоты.
Народный модельер не скрывает, что появление её на лицах города в народном костюме вызывает культурный шок. Женщины шеи сворачивают, чтобы разглядеть наряд, мужчины, выйдя из лёгкого оцепенения, нередко одаривают комплиментами: "Обалдеть, как красиво".
"Молодёжь, случается, и подхихикивает над моим странным для них костюмом. Но я не обращаю на это внимание. Своим стилем я шокирую не всех, многие смотрят с интересом, а иногда подходят и благодарят:"Спасибо, что вы это носите и радуете нас!"Главное, что мне традиционный русский костюм нравится до мурашек по коже. Он родной, он настоящий. Несмотря на пролетевшие столетия, он органичен на улицах городов в наш век космических скоростей. Русский костюм для меня - это праздник души. Его я надеваю, что называется, на выход. Но и джинсы у меня есть в гардеробе, в них я хожу в бассейн, езжу на дачу. Русские красавицы тоже не в кокошниках в свинарниках убирались".
(с)
не знаю точно, что такое повойник и шугай. Хотя, конечно, когда-то встречала эти слова в книгах.
Повойник, вроде бы, это такой платок. А шугай - что-то из верхней одежды. Или нет?
Кто сможет ответить, не заглядывая в словарь?))
Мне про пояски очень понравилось: Например, по тому, как повязан на талии поясок, можно было многое узнать о девушке. Если его кисточки на концах были на одном уровне, то её сердце занято. На разном - значит, девушка "не занята" и юноша может подойти и познакомиться. У замужних дам с детьми синие концы ремешка говорили о том, что в семье подрастали сыновья, красные - дочки (с)
Как же это удобно и информативно!)) Раньше только о прическах (косах) и головных уборах читала что-то подобное.
Разнообразны. По красоте и разнообразию, пожалуй ещё маракански так же богаты, ну и африканские. Но там дркное, там каждая женщина ещё и сама узор на ткано создаёт.
Кстати, я уже много лет ищу ответ на вопрос, как в повседневной жизни, абсолютно обычной и на всяких почти официальных мероприятиях можно в костюме и одежде подчеркнуть свою принадлежность к определенной национальности. И при этом не выглядишь странно. Только у русских женщин есть такая возможность. Наши шалит павлопасадские платки- " наше все". Кстати, многие другие тетки именно этому факту искренне завидуют.
платки хороши!
А если еще и завязывать их умеешь, то очень красиво может получиться.
Мне эта наука никак не дается на практике, хотя теорию я уже изучила))
На фото - платок "Лукоморье" .
Лего А я помню ещё когда слово повойник вполне так
Употреблялось. Так называли тонкий платок, обычно ситцевый, который повязывали назад и носили постоянно, а на улицу уже платок надевали поверх него. Хотя, вероятно, раньше это была "шапочка " какая- то специальная.
Шугай вот не помню, чтоб слышала, но думаю, нечто вроде душегрейки с рукавами.
А вот знаете какое слово вспомнила. " ремошница", ремешник".
Когда появились первые " хиппи" в конце 60- начале 70 и фото " битлов", моя прабабушка говорила- одеты как ремошники, или " ремошники" какие- то. Я раньше думала- она сама изобрела это словечко. Ан нет- всегда существовало в русском языке. Отгораете, что значит?
Ты права, вроде как " в обносках". А интересно происхождение этого слова. Я не знаю, например. И везде ли его употребляли. ( прабабушка была из под Тамбова). А в туле я его вообще никогда не слышала.
Хруник ( или с двумя "н"? ) на лохмотья и старую одежду - " Хруни". Я ведь ещё старьёвщиков помню, что по дворам ездили " старьё- берём" , " хруни неси" орали.
Что-то я засомневалась, откуда я это слово знаю - может на Урале я его слышала, а не на Новгородчине?
Но сейчас уже и не вспомню этого.
А вот слова "хруни" я точно раньше не слышала
Шугай - короткая верхняя одежда.
Единственная приталенная женская одежда в допетровской России. Шугай имел вид кофты с отрезной по талии спинкой. В передней части шугая был диагональный разрез. Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки.
Шугай имел длину до бедер. Длинные сужающиеся рукава собирались от кисти руки до локтя в мелкие складки. Шугай мог иметь меховой воротник или меховую опушку.
Его носили внакидку и в рукава. Часто надевали только в один левый рукав, накидывали его на правое плечо и придерживали правой рукой.
Бугай - разновидность шугая без рукавов.
(с)
Лего Спасибо, теперь знаю, как без рукавов называется.
Всегда думала- душегрея. ( мы дочке сейчас купили в России необыкновенной красоты в русском стиле, сейчас щеголяет, вместо повсеместно здесь в ходу жилетов из искусственного меха).
А вот оказывается - " правильная" душегреек - с рукавами.
Душегрея (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка) - теплая легкая женская одежда.
Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках.
Широкое распространение получила на Руси в XVII веке.
Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата.
Отделывались позументом, жемчугом, вышивкой шёлком ярких цветов.
Примечание:
Душегрею иногда называли епанечкой.
Правда епанечка была с воротником, но во всем остальном повторяла душегрею.
(с)
А всего-лишь до петровская, минус 100-200 лет. Да и то, исключительно для обеспеченных сословий...
Вряд ли крестьянки могли себе такое позволить... Да и боярыни в 12-13 веке
потому что и мама иногда говорила в рассказе-выйдет в ремках... Про кого это было не помню, но фразу помню. Наверно, и бабушка так говорила, но ее разговоры мало помню. А бабушка была родом из Рязанской области)))
была 400 лет назад... Довольно давно, надо сказать..
Я не очень понимаю, зачем теплая одежда без рукавов. Это же некомфортно ужасно...
Кстати, я уже дошла до разумности ношения длинных юбок и в холод, и в жару. Создаваемая под длинным подолом температура воздуха в зависимости от времени года или греет, или охлаждает.
Зависит от того, что в ней выполняешь ну и от климата. Руки - то особо не мерзнут, спина мёрзнет. И в домах где не центральное отопление, а отопление камином, допустим, это очень чувствительно.