"Золотым" же веком натюрморта был XVII век. Говоря о натюрморте, в первую очередь вспоминают о Нидерландах. В XVII в. в Нидерландах было множество мастеров, работавших в жанре натюрморта. Различные регионы Нидерландов специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем - на "завтраках", Утрехт - на цветочных букетах, Гаага - на рыбных натюрмортах, Лейден, университетский город, - на "Vanitas", натюрмортах о бренности жизни, Антверпен - на больших декоративных полотнах, цветочных и фруктовых гирляндах. "Секрет" чтения натюрмортов заключается в сложной системе символов и эмблем, использовавшихся художниками и зрителями. Эти символы и эмблемы были свойственны эпохе, это особый язык, опиравшийся на сформировавшееся эмблематическое мышление, - для посторонних, не включенных в определенную культуру, непонятный. Символ многозначен, и все заключенные в нем значения обусловлены, как правило, реальными свойствами объекта-символа. Например, цветок розы мог символизировать весну и расцвет, наслаждение и бренную человеческую плоть; в ряду христианских символов мог означать Марию и Христа; покрытые шипами стебли напоминали о страстях Христовых и страданиях мучеников, особенно в сочетании с красными венчиками цветов, ассоциировавшихся с пролитой кровью. В светской символике шипы роз - знак греха и боли после краткого наслаждения, но эти же цветы могли символизировать добродетель. Розы, осыпающие лепестки, - символ краткости жизни и мимолетности земных удовольствий.
символа нередко является камнем преткновения для сегодняшних интерпретаторов старинных изображений. В сюжетных композициях символика деталей может быть однозначна - и тогда прочитывается без особых затруднений. Но в старинных цветочных натюрмортах букеты часто представляют собой особым образом организованную систему, где каждому растению отведено определенное место. Следует ли видеть в изображенных среди других цветов розах намек на бренность плоти или напоминание о процветшей добродетели, а может, знак страданий или традиционный символ Богоматери? Либо проще ограничиться внешней стороной вещей - любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры? Натюрморт XVII в., лишенный сюжетных "подсказок", превратился в одно из самых загадочных явлений в искусстве эпохи. Система символов, сложившаяся в Средневековье, позволяет прочесть так называемый скрытый смысл картины, заключенный в отдельных предметах, но не дает проникнуть в смысл натюрморта как целостного явления.
Именно особенности эмблематического мышления XVI#8722; XVII вв. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Поэтому правила, по которым создавался эмблематический натюрморт, могут быть открыты с помощью законов эмблематики. Эмблема - своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы. Эмблема - некий образец, располагающий к созданию всевозможных вариантов, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла. В свою очередь это обеспечивало и свободное, творческое восприятие образца, переосмысление и переработку его на разных смысловых уровнях, с разной кодовой установкой, и широкое заимствование образцов как основы для создания вариантов. Задачей художника становилось умение найти схему, в которой органично сочетались бы искусно составленная композиция и смысловое содержание.
было чем-то вроде интеллектуальной игры. Какой-либо предмет или явление могли переосмысливаться в разных аспектах, с различной кодовой установкой. Объекты, представленные в натюрморте, можно было воспринимать в различных аспектах - в ключе любовной символики, в морально-дидактическом плане, в качестве религиозной аллегории (таким образом "смыслы" восходят от "низшего" к "высшему", при этом мысль отталкивается от конкретного предмета). Например, ряд натюрмортов с изображением устриц нередко рассматривается в аспекте эротической символики, что подтверждается сравнением с натюрмортными деталями в жанровых сценах - угощение устрицами или пустые раковины, разбросанные по полу в публичном доме. В жанровой сцене значение предмета обусловлено сюжетом картины - натюрмортные детали лишь вторят ему, внося в содержание дополнительные оттенки смысла. В натюрморте предмет, как правило, не подчинен строго заданному содержанию, он первичен и заключает в себе, в своих качествах, множество значений.
Устрицы, артишоки в корзинке, бокал с вином, кувшин, булочка, солонка и оливки на тарелке. Интерпретация в ключе эротической символики представит большую часть этих предметов как знаки кратких и сомнительных плотских удовольствий, однако в XVII в. было известно еще одно значение устриц: вскрытая раковина означала душу, готовую покинуть земную оболочку. Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение. По традициям кальвинистской морали следующей ступенью становилось осмысление предметов по их отношению к недолговечному земному бытию. Раковины в этом случае - символы бренности плоти. Краткости жизни противопоставлялось бессмертие души - на третьем, "высшем" уровне осмысления объекта знаки бренности преобразовывались в знаки спасения; предметы, взятые из окружающего мира, напоминали о высшем смысле, как мерцание перламутра могло напоминать о воде крещения, а луч света, преломленный в бокале с вином, - о таинстве причастия.
Vadim "Натюрморт с устрицами и ремером", Ян Янс ван де Вельде
Слева и в центре - сочащиеся соком устрицы и яркий разрезанный лимон с мухой на кожуре, справа - мерцающий ремер с вином, апельсин и кусок булки. Изображение мухи - символа смерти, зла и греха - подчеркивает отрицательное значение устриц и лимона как символов бренности и низменных удовольствий. Вино, хлеб - знаки спасения.
Бокал вина, булочка, три устричные раковины и нож. По аналогии с рядом жанровым сцен эти предметы можно рассматривать как часть трапезы в увеселительном заведении, однако общее впечатление от картины неизбежно приводит к напоминанию о двух таинствах, признаваемых протестантами - крещении и причастия.
Как и устрицы, персики могли изображаться на столе в борделе. Подобной трапезе соответствует изображение вина в высоком стеклянном бокале, а также разбитого грецкого ореха и крошек хлеба - они входили в ряд символов бренности. Но в христианской символике персики означают плод грехопадения, в руке Христа преобразующийся в плод спасения, хлеб и вино напоминают о евхаристии, грецкие орехи - о распятии.
Крупный омар, курительные принадлежности, драгоценная подставка для одного из бокалов, лимоны, устрицы могут символизировать краткие земные удовольствия: рак и омар нередко означали превратность мира, лимон - неверность, в том числе в дружбе и любви, глиняная трубка и табачный дым символизировали бренность плоти. Символично расположение предметов в пространстве: предметы с отрицательным значением - омар, лимоны, трубка, устрицы - приближены к зрителю, иначе говоря - к внешнему, земному миру, тогда как хлеб и бокал с вином, как знаки возможного спасения, отодвинуты вглубь. Натюрморт содержит три традиционных смысловых уровня, но предлагается еще и четвертый: объекты означают четыре стихии, плоды могут символизировать землю, омар и устрицы - воду, курительные принадлежности - огонь, табачный дым - воздух.
предмет в натюрморте обладает множеством значений, словно расслаиваясь на несколько образов. Зрителю предлагается такая игра: отталкиваясь от реальных качеств объекта, выйти на путь сложных ассоциаций. Смысл, одухотворяющий предмет, при всей многоплановости не затмевает конкретной, взятой из окружающего мира вещи: отвлеченные образы неизбежно материализуются в природных свойствах этой вещи - фактуре, объеме, запахе, цвете. Возможно, изложенные здесь сведения и "чтение" картин помогут читателям более полно воспринимать старинные натюрморты.
Текст - краткое переложение некоторых глав книги: Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.
очень познавательно!
Я очень люблю рассматривать картины в музеях под сопровождение грамотного и любящего свою работу гида.
Или читать пояснения искусствоведов
Часто совершенно незначительные детали на полотне играют ключевую роль - и так увлекательно открывать эти маленькие тайны картины.
Например, я прочитала о сходстве и различии сюжетов тициановской "Венеры Урбинской" ...
Знаете ли вы, почему в ногах одной красавицы спокойно дремлет маленькая собачка, а на другой картине примерно в том же месте изображена вздыбившая спину кошка?
Искусствоведами важный смысл вкладывается не столько в вид животного на картине, сколько в его настроение.
Хотя я не знаю, совпадает ли это толкование с замыслом самих живописцев?))
Возможно, что ты и права
По мнению автора статьи, которую я читала, и Венера, и Олимпия - женщины с достаточно низкой социальной ответственностью)))
При этом Венера - содержанка богатого человека и только ему дозволено видеть красавицу в столь откровенном виде (прислугу есс-но никто в расчет не берет).
И в спальню к Венере заходит сейчас тот самый "папик", зрителю невидимый, но хорошо знакомый собачке красавицы. Именно поэтому та и не реагирует на появление в комнате нового персонажа.
А Олимпия - труженица поточной линии борделя. И к ней заходят многие и разные мужчины. Кошка не любит появления чужаков в "своих" покоях, да и чует, что погонят ее сейчас с мягкого ложа...
Как вам такое толкование небольших одушевленных элементов двух знаменитых полотен?
Мне понравилось))