Доброй ночи, милые соседи! Навеяно темой Вадима о моей любимой Гжели. Хочу рассказать о делфтском китайском фарфоре.
Русский народный промысел Гжель получил название места, в котором он развивался, - древнего центра производства керамики. Различную глиняную посуду там производили уже при Иване Калите (XIV век).
Знакомый нам монохромный рисунок бело-синей гаммы пришёл к нам из Китая через Нидерланды. В Китае бело-синяя гамма в производстве фарфора появилась в XII веке.
Для получения синего цвета использовали и используют до наших дней кобальт. Тот прекрасный синий цвет даёт он и нашей Гжели. А эпоха династии Мин (XIV-XVII века) считается "золотым веком" китайского бело-синего фарфора.
Связано это с тем, что в Китае к тому времени обнаружили месторождения кобальта. Сначала кобальт экспортировался в Китай, но потом были обнаружены запасы в самой Поднебесной.
Более того, "китайский" кобальт оказался чище, чем экспортируемый до этого из Персии (в том были примеси марганца). Китай стал экспортировать свой бело-синий фарфор. А вот секреты производства охранялись под страхом смерти. Благодаря развитию морской торговли китайский бело-синий фарфор оказался не только в Японии, но и в Индонезии, Персии, Турции и даже в Европе.
А к нам так знакомая бело-синяя гамма приходит после копирования работ делфтских мастеров на фаянсовом заводе в России, основанном А. Гребенщиковым в 1724 году.
В XIX веке роспись только синей краской получает широкое распространение, становится популярной.
Работы гжельских мастеров получают распространение по территории всей Российской империи.
После сложного для нашей родины периода первой половины 20-го века происходит постепенное возрождение промысла, который мы легко отличим и от китайских работ, и от делфтского фарфора. Каждый из них своеобразен и привлекателен.(с)
К сожалению, не могу вставить с телефона картинку, только не очень продолжительное видео. Но очень красивое и интересное!