- статья в Дзене. За достоверность фактов ответственность несет автор.
Не только жёны... Семья Бестужевых (с)
В Сибирь к декабристам приехали не только жёны и невесты.
Хорошо известна история семьи Бестужевых. Это была замечательная и в чём-то необычная семья. Глава её Александр Федосеевич женился вопреки всем обычаям того времени. В 1789 году во время русско-шведской войны он получил тяжёлое ранение в голову. Вместе с крепостным слугой его выхаживала девушка-мещанка Прасковья, на которой он затем женился. Выйдя в отставку, он создал у себя дома своего рода культурный центр, где бывали писатели, художники, композиторы. Скончался он в 1810 году.
В семье было восемь детей пять сыновей и три дочери. И жизнь всех резко изменило 14 декабря 1825 года. "Нас было пять братьев, и все пятеро погибли в водовороте 14 декабря",- писал М. А. Бестужев. Что же произошло с ними?
Последний вечер в семье описан Михаилом Бестужевым так: "Последнее время, проведенное всеми нами пятью погибшими братьями в кругу нашего семейства, было... накануне 14 декабря... старушка-мать, окружённая тремя дочерьми и пятью сыновьями, с которыми она давно не виделась, была вполне счастлива... После обеда мы распрощались... Брата Павла мы отправили в корпус... Нам хотелось кого-нибудь сохранить для матери..."
Назавтра четыре брата - офицеры Пётр, Николай, Михаил и Александр были на Сенатской площади. Старшие братья были в числе активнейших участников восстания. 22-летний Пётр, морской офицер, по настоянию братьев за день до восстания должен был вернуться в Кронштадт, но не послушал их. Он вывел на площадь гвардейцев Морского экипажа. Декабрист В. А. Дивов показал на следствии: "14 декабря 1825 года, когда экипаж отказался от присяги и стоял на дворе казарм в ожидании ротных командиров, позванных к бригадному генералу, то явился мичман Бестужев и, побежав к 3-й роте, закричал: ''Ребята, что вы стоите? Слышите стрельбу? Это ваших бьют".
Александр Бестужев был осуждён по 1-му разряду, Николай и Михаил по 2-му, Пётр по 11-му ("Перевести в полевые полки Кавказского корпуса, дабы мог заслужить вину свою")
Как дальше сложилась их судьба?
Самый младший, Павел, не участвовал в восстании, но через несколько месяцев после него по недоказанному обвинению (ему приписывают фразу "Я кругом виноват, я должен быть наказан, потому что я - брат моих братьев") заключён в Бобруйскую крепость, затем сослан на Кавказ, где проявил себя способным и храбрым воином и был награждён за изобретённый им прицел к пушкам, введённый во всей артиллерии как "бестужевский прицел". Выйдя в отставку, занимался литературным трудом, был знаком с Пушкиным.
Пётр воевал на Кавказе, был ранен, произведён в унтер-офицеры, а в 1832 году вышел в отставку из-за начавшейся психической болезни и отдан под опеку матери. Скончался в больнице в августе 1840 года.
С Кавказом связана и судьба второго по старшинству брата Александра, писателя, бывшего одно время властителем дум русских читателей.
Не все знают, что знаменитая строка "Белеет парус одинокий" взята М. Ю. Лермонтовым из поэмы Бестужева "Андрей, князь Переяславский". У него было:
Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий,
У ног колчан, в руке весло.
Александр был на Сенатской площади (вспоминали, что он точил свою саблю о пьедестал памятника Петру I), в ночь на 15 декабря сам явился в Зимний дворец и сдался властям, был отправлен в Якутск, а потом (раньше других декабристов) рядовым на Кавказ. Он рассчитывал, не сомневаясь в своём бесстрашии, заслужить офицерский чин и выйти в отставку. Но ранее его в штаб корпуса в Тифлисе поступило секретное предписание Николая I, "чтобы и за отличие не представлять к повышению, но доносить только какое именно отличие им сделано". Тем не менее, он сумел получить чин унтер-офицера и Георгиевский крест, а затем был произведён в прапорщики.
Именно в это время расцвело литературное дарование Бестужева; писан он и раньше, но сейчас, после выхода рассказа "Страшное гаданье", произведения, издаваемые им под псевдонимом Марлинский, стали пользоваться небывалой популярностью.
Очень тяжело переживал он гибель друзей А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина. Вот что писал он брату: "Я был глубоко потрясён трагической гибелью Пушкина, дорогой Павел... Я не сомкнул глаз в течение ночи, а на рассвете я был уже на крутой дороге, которая ведет к монастырю святого Давида, известному вам. Прибыв туда, я позвал священника и приказал отслужить панихиду на могиле Грибоедова, могиле поэта, попираемой невежественными ногами, без надгробного камня, без надписи! Я плакал тогда, как плачу теперь, горячими слезами, плакал о друге и о товарище по оружию, плакал о себе самом; и когда священник запел: ''За убиенных боляр Александра и Александра, рыдания сдавили мне грудь - эта фраза показалась мне не только воспоминанием, но и предсказанием..."
Это и стало предсказанием: 19 июля 1837 года Бестужев погиб в стычке с горцами на мысе Адлер, тело его не было найдено.
Николай и Михаил Бестужевы, приговорённые к 20-летней каторге и вечному поселению, оказались в Сибири.
... После 14 декабря фактической главой семьи стала старшая сестра Елена (её портрет в начале статьи). Историк М. И. Семевский писал о ней: "Трудно представить себе более благородную, самоотверженную жизнь, какую провела эта замечательная девушка. С ранних лет поддержка слабой матери, воспитательница и руководительница в жизни младших сестёр, Елена Бестужева в 1825 году разом теряет пять братьев. Отныне она делается каким-то гением спасителем в своей разбитой семье: она поддерживает окончательно убитую горем мать, навещает - среди множества препятствий - узников-братьев, из последних средств шлёт им постоянно всё необходимое в Сибирь и на Кавказ". Недаром брат Александр называл её "образцом сестёр", "хлопотальницей за всех нас" и говорил, что "отрадно быть братом этой души высокой".
Елена сумела в 1830-ые годы издать и переиздать "Русские повести и рассказы" брата Александра, а в 1839 году даже сопроводить издание факсимиле "бунтовщика" и портретом автора (правда, возмущённый Николай I приказал изъять портреты из всех непроданных экземпляров сборника).
И мать, и сёстры хотели поехать в Сибирь к Николаю и Михаилу и не переставали хлопотать об этом. После смерти Петра, требовавшего постоянной заботы, их уже ничего не удерживало. В 1844 году Е. А. Бестужева, готовясь к отъезду, продала имение, отпустив на волю крепостных, но, как она вспоминала, "нам в первый раз было повещено, что государь император, по некоторым причинам и для нашей собственной пользы, к отъезду для жительства с братьями не соизволяет".
Мать не дождалась встречи с сыновьями. После её смерти сестры добились разрешения. В Сибирь было отправлено предписание "о подчинении девиц Елены, Марии и Ольги Бестужевых, которым дозволено прибыть в Сибирь для совместного жительства с братьями, ограничениям, какие существуют для жён государственных преступников". В 1847 году сёстры приехали в Сибирь, где и прожили до амнистии декабристов, деля с братьями радости и горести.
Николаю Бестужеву принадлежит гордый ответ царю во время следствия, когда тот обещал ему помилование в случае раскаяния: "Всё в моих руках, я могу простить вам". "В том-то и несчастье, что вы всё можете сделать; что вы выше закона! А мы желаем, чтобы впредь жребий ваших подданных зависел от закона, а не от вашей угодности", - ответил Бестужев.
Он оставил после себя, помимо воспоминаний и изобретений, портретную галерею декабристов и их жён и рисунки мест, куда забросила их судьба. Пережив ещё до ареста любовную драму, он не был официально женат, но жил в гражданском браке с буряткой Дулмой Сабилаевой. Имел от неё двоих детей, Алексея и Екатерину. Дети воспитывались в доме селенгинского купца Дмитрия Старцева, получив от него фамилию и отчество.
Судьба потомков Алексея, к сожалению, неизвестна, а родословная потомков Екатерины (она вышла замуж за брата главы буддистов Хамбо-ламы Дампила Гомбоева, с которым в Селенгинске близко сошлись братья Бестужевы, Николая) частично прослежена. В опубликованном в Интернете родословном дереве год рождения младшего представителя семьи 2007-й.
Николай Бестужев немного не дожил до амнистии, он умер 15 мая 1855 года, до последней минуты переживая за судьбу осаждённого Севастополя.
Михаил Бестужев в ссылке женился на сестре казачьего есаула Марии Селивановой и имел четверых детей, носящих имена его братьев и сестёр. Он занимался сельским хозяйством, акклиматизацией растений, печатался в местной газете. Вместе братья сконструировали конный экипаж, который в Забайкалье называли "сидейка" и "бестужевка".
После амнистии Михаил Бестужев остался в Селенгинске. К сожалению, в 60-ые годы он потерял жену и двоих детей, после чего уехал в Москву, где ему уже было разрешено проживать. Умер он в Москве в 1871 году. Двое оставшихся детей ненадолго его пережили...
Сёстры вернулись в Россию в 1858 году. Остаток жизни Елена Александровна посвятила памяти братьев, пытаясь издать их литературные и мемуарные труды. Она сохранила бестужевский архив. М. И. Семевский писал о "множестве писем и бумаг Бестужевых, переданных в наше распоряжение Еленой Александровной Бестужевой".
(с)