"О слухах о лабораторном происхождении вируса
"Возбудитель коронавируса, схожий с возбудителем нового вируса, обнаружен только у подковоносых летучих мышей, а держать их в лаборатории не так просто. И заразиться в лаборатории по недосмотру также непросто. Мне это вообще кажется крайне неправдоподобным".
О течении заболевания в тяжелых случаях
"Вот сегодня мы заразились и на следующей неделе уже больны. Средний инкубационный период - это шесть дней. Затем, прежде чем проведут тест и придут его результаты, в среднем пройдет еще неделя. Таким образом, с момента инфицирования до обнаружения болезни проходит в среднем 14 дней. С начала болезни до поступления в отделение интенсивной терапии в сложных случаях также проходит 10? 14 дней. Таким образом, с момента заражения до госпитализации в палату интенсивной терапии в среднем проходит три недели".
О смягчении ограничений
"Когда говорят, что надо позаботиться о бизнесе, это играет на руку определенным политическим силам.
Но (если снять ограничения раньше времени.- "Ъ") это, возможно, наоборот, ударит по бизнесу, ведь есть риск, что затем ограничения контактов придется вводить заново - и причем более жесткие.
Я беспокоюсь, когда слышу заявления представителей бизнеса и промышленности, которые говорят, что ни на миллиметр не отступят от нынешних послаблений. Как будто это может быть предметом торга. Если и может, то с природой, а не с вирусологами".
Об открытии ресторанов
"Когда люди сидят тесно друг к другу в одном помещении - вот это опасно. В помещении стоит открывать окна, тогда, судя по всему, можно не выходить. И соблюдать требования к дистанцированию в помещении. Когда потеплеет, можно уже выходить на улицу, и даже работать там, взяв с собой плед.
И не надо говорить, что все рестораны должны быть по-прежнему закрыты. Летом на улице относительно безопасно.
Так что рестораны с террасами и столиками на улицах надо поощрять использовать как раз эти зоны. Я бы даже сказал, что вне помещения соблюдать двухметровую дистанцию не так обязательно, так как вирус, который распространяется воздушно-капельным путем, сдувается, когда находишься на улице".
О ситуации в Германии и открытии границ в Европе
"В целом в Германии низкая заболеваемость. Мы справились (с распространением эпидемии.- "Ъ") благодаря раннему ограничению контактов, что позволило не допустить резкого роста числа новых случаев заболевания. Есть страны, которым это сделать не удалось.
В целом это важно и полезно, особенно для экономики, если границы снова откроют. Нужно отдавать себе отчет, что тот ущерб для экономики, о котором много говорят, связан не столько с мерами, принятыми внутри страны, а скорее с тем, что не работает экспорт и товарообмен. Вот что действительно наносит ущерб.
Я говорю это не как эксперт - я занимаюсь вирусами, а не экономикой - но я думаю, что открытие границ в целом принесет много хорошего".
О профилактике
"Профилактика славы не приносит. И расхваливать за предотвращение болезней тоже никто не станет - они же не наступили. Да и не знаешь вовсе, что предотвратил. Так что остается напоминать о том, что происходит за рубежом.
Мы на самой ранней стадии бросили силы на расширение диагностики. И поэтому смогли выявить больных очень рано. Вся система здравоохранения была наготове. Все лаборатории были готовы проводить диагностику. Несмотря на все жалобы на медленную диагностику и на то, что она не везде доступна, у нас ее доступность куда выше, чем в других странах. Возможно, в нашей стране даже самая лучшая диагностика. И это приводит к различным последствиям - например, поэтому у нас средний возраст (заболевших.- "Ъ") относительно молодой - в Германии средний возраст тестируемых всего 48 лет".
О масках
"Маску можно сшить себе самостоятельно или купить самодельные тканевые маски, они сейчас продаются в интернете. Сейчас же есть на это время. Многие сидят дома и могут этим заняться - это хорошая идея. Это (ношение маски.- "Ъ") признак вежливости. Я защищаю другого от моей возможно еще неразвившейся инфекции, о которой я сам могу вообще не знать.
Но я сигнализирую окружающим: что бы со мной ни было, вам со мной безопасно, а когда я говорю, вокруг не разлетаются слюни, когда я кашляю, ткань задерживает крупные капли. Это простая вежливость".
О второй волне эпидемии
"Может быть так, что сезонный эффект поможет нам пройти через лето в условиях нестрогих мер или под так называемым девизом смягчения мер... Возможно, так мы благополучно пройдем через лето, но у населения все еще будет мало иммунитета, и мы войдем с иммунологически "наивным" населением в зимнюю волну. К этому следовало бы готовиться. Это может быть опасно, и тогда пришлось бы настраиваться на то, что зимой, возможно, придется вернуться к ограничениям. Этот сценарий возможен"."(с)