Да, огромные агломерации ведут себя, как эти космические объекты: чем больше они становятся, тем с большей силой затягивают в себя и деньги, и людей.
Потоки миграции движутся в крупнейшие глобальные города по вполне объяснимым причинам: больше рабочих мест, выше зарплата, лучше здравоохранение и образование.
Бунт глубинки
Если и дальше проводить сравнение с чёрными дырами, то нужно сказать и об опасностях, которые несёт с собой формирование гигаполисов в некоторых странах.
Растущие города (чаще всего это столицы) высасывают из провинции все средства, и это типичное поведение метрополии по отношению к своим колониям в прошлые века.
Естественно, такое положение не устраивает глубинку и уже приводит к серьёзным социальным протестам.
*
Эксперты говорят, что гигаполисы - это будущее нашей цивилизации, однако, укрупнение городов отбрасывает какие-то страны в прошлое, фактически уничтожает государства.
Известный шведский экономист Кьелл Нордстрём утверждает, что через полвека вместо 200 с лишним нынешних стран будет 600 городов.
Немецкий социолог Карл-Хайнц Рот уверен, что цивилизация глобальных городов будет насчитывать 400-500 гигаполисов. А значит = породит массу противоречий и конфликтов в обществе.
Вся власть - муниципалитетам
Нордстрём говорит, что глобализация и миграция народов ведут к разрушению государств, какими мы их знаем.
По его мнению, в гигантских городах генерируется большая часть ВВП, бюджеты некоторых муниципалитетов сопоставимы с бюджетами целых государств. В этих условиях вполне логично, если гигаполисы станут диктовать свои условия правительствам стран.
ИЛИ: Возьмите Нью-Йорк. Это достаточно открытый, космополитичный, абсолютно полиэтнический город. Американская глубинка во многом другая - закрытая, консервативная. Теперь представьте, что Америка - это Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, ещё 5-6 городов.
Это другая страна, другая цивилизация, государство с другой культурой, другими политическими группировками. В такой Америке Трамп никогда бы не выиграл президентские выборы, потому что позиции Республиканской партии во многом поддерживаются "библейским поясом" - консервативной глубинкой страны.
***
... в ближайшие десятилетия государственные границы останутся - может, не столько для обозначения географического пространства страны, сколько для защиты природных ресурсов и сдерживания не -контролируемой миграции.
Опасные связи
- Если в гигаполисах будет всё самое лучшее - работа, медицина, образование, досуг, то почему футурологи постоянно говорят о неизбежных социальных конфликтах?
- С одной стороны, гигантские города - да хоть те же Нью-Йорк, Москва или Лондон - становятся всё более и более полиэтническими. \
Англичане, ирландцы, выходцы из Индии и Пакистана, немецкие или румынские эмигранты, живущие в Лондоне, - кто они все? \
Кем бы они ни были, их дети читают про Гарри Поттера, ходят в одни и те же клубы по интересам, говорят на одном языке. Они не англичане, не корейцы, не индийцы - они лондонцы.
С другой стороны, возникают огромные кварталы, населённые криминальными элементами и гастарбайтерами, которые занимаются самой низкооплачиваемой работой.
Наиболее показательный пример высокой политической и криминальной активности - это афинская агломерация.
Там живут 50-60% населения Греции - 6 млн человек из 11 млн, сосредоточены сотни тысяч нелегальных мигрантов.
Люди обеспеченные стараются селиться в пригородах, а центр и районы ближе к нему - достаточно бедные.
Закономерно, что в Греции основные социальные выступления проходят только в Афинах и Салониках.
В тесном кругу проблем
Если большая часть населения стран переедет в огромные города, то какая судьба ждёт огромные территории между гигаполисами?
- Тот же Нордстрём предсказывает, что эти территории превратятся в junk space, или "замусоренное пространство", где будут жить бедные люди, которые оказались недостаточно мобильны для того, чтобы переехать в большой город. Там не будет рабочих мест, возможности получить качественные медуслуги и образование.
Возможно, на этих заброшенных пространствах люди будут работать вахтовым методом - скажем, на шахтах или на вредных производствах.
Но есть и другой сценарий - опустевшие территории будут обустроены, там возникнут заповедники и места для отдыха горожан.
***
Трагичные примеры конгломератов промышленных городов, выросших и расцветших на моно-промышленности.
Норильск - один из крупнейших в мире центров цветной металлургии. И самый грязный. Ежегодно он выбрасывает в воздух 500 тонн меди, оксидов никеля, а также 2 млн тонн диоксида серы. Итог: катастрофическое загрязнение почв и воды, вымирание растительности, а люди в Норильске живут в среднем на десять лет меньше, чем обитатели других регионов России.
...
Всем хорошо известен прекрасный, исторически застроенный центр Пекина. Полюбоваться его видами мечтают многие путешественники. Да вот беда: насколько Пекин прекрасен, увидеть все сложнее: пелена желтого удушливого смога является неотъемлемой частью местного пейзажа. Голубое небо и яркое солнце здесь редкость и настоящий праздник.
Разные страны - а проблемы общие:
Каир считается одним из самых неблагоприятных городов в мире по уровню загрязненности воздуха. В этом городе есть трущобы- город мусорщиков. Здесь живут забаллины. Они вручную собирают, сортируют, используют и готовят к переработке мусор. Повсюду смрад. Сортировкой в основном занимаются женщины и дети, мужчины специализируются на вывозе.
В мегаполисах Индии жители трущоб сжигают мусор на открытом воздухе. Около 50% населения живут в антисанитарных условиях.
в другом секторе земного шарика...
...
После аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года в зоне бедствия оказалась территория порядка 150 тыс. кв. км. И сегодня зона отчуждения вокруг станции остается практически необитаемой: крупные центры района Чернобыль и Припять давно стали городами-призраками.
Вопросы экологии - одни из самых острых в многомиллионных городах.
ПОВСЮДУ для сегодняшнего дня характерна такая картина: люди переезжают из провинции в города за более высокой зарплатой, но расплачиваются за это тем, что вынуждены ежедневно добираться по два часа из дома до работы и столько же обратно.
Кроме того, городская инфраструктура значительно отстаёт от темпов роста населения. В результате ощущается нехватка школ, больниц...
***
КСТАТИ:
Сергей Соловьёв отметил как-то, что: "... у нашей цивилизации колоссальная душевная усталость- чем выше плотность населения, тем более уязвимы жители больших городов перед лицом различных угроз - от массовых эпидемий до масштабных терактов и атак неприятеля"...
*
Будущая цивилизация с её сложной и хрупкой инфраструктурой и концентрацией масс населения уязвима для экологических проблем, терроризма и войн.
Можно вспомнить крупнейшую техногенную катастрофу в истории, когда в 1984 г. в Индии в 1, 5-млн Бхопале взорвался химический завод. Эта трагедия унесла жизни 18 тыс. человек.
А в густонаселённых городах Европы достаточно одного фанатика за рулём грузовика, чтобы за несколько секунд убить свыше ста ни в чём не повинных людей...
Да, современная цивилизация уязвима.
Но она и более динамична - в ней благодаря плотности социальных коммуникаций и лучшего образования быстрее развиваются технологии.
И - может быть - чем быстрее будут развиваться технологии, тем быстрее и лучше будут разрабатываться средства защиты от разных угроз, в том числе от терроризма, эпидемий и экологических катастроф. (ц)