очень все логично, потому что для большинства людей моральное (психологическое) насилие гораздо хуже физического.
кого не ломают физически, того давят морально гораздо быстрее.
мало кто согласится, как вариант, нести всю жизнь ответственность за смерть близкого человека и предпочтет умереть сам.
это, если утрировать...
а про игнорирование?))) что и требовалось доказать)статья про детей, но взрослые мало чем отличаются от них...
Знаете, что самое страшное в семейном воспитании? Нет, не оценки, не крики, не угрозы и даже не физическое наказание... Самое страшное в воспитании ребенка это игнорирование. Игнорирование, исходящее от самых близких и значимых людей родителей. Весь опыт людей с проблемами в привязанности красноречиво говорит об этом. "Лучше бы наорали, даже бы отлупили ремнем только бы не эта подчеркнутая холодная отстраненность!", "Хоть знал бы, что получу за дело и все, "дело закрыто", а так чувствуешь себя пустым местом!", "Тяжелее всего было выносить безразличие родителей, демонстрируемое ими в воспитательных целях".
Игнорирование может быть манипулятивно по сути (привет боящимся))). Оно опаснее даже прямой агрессии, так как осуществляется "для блага ребенка". Осуществляемое под такой "приправой", оно способно обезоружить любого. Ребенок в результате таких воспитательных действий родителей получает следующий урок: Будь удобным. Такой как ты есть, ты здесь не нужен! Твои желания, чувства, мысли никому не интересны!
Наказание и игнорирование это не одно и тоже. Наказывая ребенка, мы обращаем на него внимание, включаемся в ребенка эмоционально. Когда игнорируем не замечаем, либо делаем вид, что не замечаем. В игнорировании скрыто послание "Меня нет для тебя, а тебя нет для меня! Я тебя не знаю! Кто ты такой вообще?". В случае игнорирования ребенок сталкивается с леденящей пустотой Ничто!
Игнорируется, не принимается, как правило, все спонтанное, непосредственное, живое неудобное для родителей. Поддерживается же все удобное предсказуемое, социально приличное. Так постепенно "стирается" подлинное, живое Я, замещаясь фальшивым, чуждым для Я.
Во втором случае все выглядит гораздо печальнее: родители здесь не способны к близости, безусловной любви. Они вследствие своего неблагополучного опыта взаимодействия со значимыми людьми сами имеют проблемы с привязанностью и неспособны эмоционально присутствовать в жизни ребенка. Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка пустого Я. Таких клиентов иногда называют пограничными.
В случае родительского игнорирования ребенок сталкивается со следующими последствиям:
Ситуация с проступком ребенка оказывается незавершенной и формирует у него чувство вины. Вина, которую невозможно искупить, она всегда остается в человеке, суммируется и накапливается. Человек чувствует себя "без права искупления". Такие люди и живут впоследствии с постоянно хронической виной, лишающей их возможности делать выбор.
Ребенок получает от родителей следующее послание: "Тебя нет, ты пустое место". Такого рода послание отнюдь не способствует формированию Я ребенка и его индивидуальности.
Это примеры ситуации острого игнорирования ребенка. Они болезненны, травматичны. Не менее опасна ситуация хронического игнорирования, возникающая вследствие формального, функционального присутствия родителей в жизни ребенка. Ребенок в этой ситуации по сути не важен, он мешает, отвлекает, "путается под ногами". Это, как правило, второй тип игнорирования.
с)