давление воздуха такое же, как на вершине горы высотой 2 400 метров.
Влажность ниже, чем в некоторых самых засушливых пустынях, в то время как закачиваемый в кабину воздух охлаждается до 10 C, чтобы компенсировать избыточное тепло, генерируемое пассажирами и всей электроникой на борту.
Пониженное давление в самолетах может снизить количество кислорода в крови пассажиров на 6-25%. При таком скачке в больницах обычно используется кислородная маска. У здоровых пассажиров это не должно вызывать особых проблем, а вот на пожилых людей и людей, страдающих затрудненным дыханием, это может оказать сильное воздействие.
Как показывают исследования, даже относительно слабый уровень гипоксии (дефицита кислорода) может повлиять на нашу способность ясно мыслить.
При уровне кислорода, эквивалентном высоте выше 3, 6 км, здоровые взрослые демонстрируют значительные изменения в работе памяти, способности к вычислениям и принятию решений.
Давление воздуха на высотах более 2, 1 км увеличивает время реакции - плохие новости для тех, кто любит во время полета играть в компьютерные игры.
Некоторые исследования показывают, что при уровне кислорода, эквивалентном высоте в 2, 4 км над уровнем моря, может наблюдаться снижение когнитивных функций и логического мышления - это уровень кислорода, характерный для салона самолёта. Но для большинства из нас эти эффекты вряд ли поспособствуют серьёзному замутнению сознания.
"Здоровый человек, будь то пилот или пассажир, не должен сталкиваться с когнитивными проблемами на этой высоте, - говорит Хинкелбейн. - Но если в салоне не совсем здоровые люди, тогда гипоксия может значительно уменьшить насыщение тканей кислородом, в результате чего когнитивная недостаточность станет заметнее".
Полёты также нарушают работу наших органов чувств. Комбинация низкого давления и влажности может снизить чувствительность вкусовых рецепторов к соли и сахару на 30%. Исследование, заказанное авиакомпанией Lufthansa, показало, что пряности, добавленные в томатный сок, кажутся вкуснее во время полёта.
Сухой воздух может ухудшить наше обоняние, из-за чего еда теряет вкус. Именно поэтому многие авиакомпании добавляют в еду больше приправ. И, вероятно, хорошо, что наше обоняние притупляется во время полётов, поскольку изменения в давлении воздуха могут приводить к учащению метеоризма у пассажиров.
Полёты также нарушают работу наших органов чувств. Комбинация низкого давления и влажности может снизить чувствительность вкусовых рецепторов к соли и сахару на 30%. Исследование, заказанное авиакомпанией Lufthansa, показало, что пряности, добавленные в томатный сок, кажутся вкуснее во время полёта.
Сухой воздух может ухудшить наше обоняние, из-за чего еда теряет вкус. Именно поэтому многие авиакомпании добавляют в еду больше приправ. И, вероятно, хорошо, что наше обоняние притупляется во время полётов, поскольку изменения в давлении воздуха могут приводить к учащению метеоризма у пассажиров.
Хинкельбейн раскрыл еще одно странное изменение в человеческом теле. Новое исследование, проведенное им совместно с коллегами из Кёльнского университета и еще не опубликованное, показало, что даже 30 минут в условиях, аналогичным полету на коммерческом авиалайнере, могут изменять в крови добровольцев баланс молекул, связанных с иммунной системой. Это говорит о том, что низкое давление воздуха может вызвать изменение в работе иммунной системы.
"Люди привыкли думать, что заболевают простудой или гриппом во время путешествия из-за смены климата, - говорит Хинкельбейн. - Но причиной может быть изменение иммунного ответа во время полета. Нам нужно исследовать это более подробно".
Давление воздуха
Во время дальних перелетов высота полета составляет от 11 до 12 километров. При этом давление воздуха внутри самолета регулируется и соответствует атмосферному давлению на высоте 2000 метров над уровнем моря. По данным ВОЗ, это приводит к тому, что в кровь поступает меньше кислорода. У здорового человека проблем в связи с этим не будет. Однако для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы пониженный уровень кислорода может обернуться сложностями.
Женщина, испытывающая боль в ушах
Когда закладывает уши
Из-за сравнительно низкого давления воздуха в самолете нередко закладывает уши. Чтобы нормализовать давление в полости ушей, зачастую достаточно пожевать жвачку или просто позевать. Решить проблему поможет и усиленное глотание. Если же такие приемы не действуют, есть еще один метод: сделайте глубокий вдох, зажмите нос пальцами и с усилием попытайтесь выдохнуть через него воздух. Правда, тем, у кого синусит, это не поможет. Людям, страдающим воспалением слизистой оболочки носа, полетов на самолетах вообще лучше избегать.
Тромбоз
Согласно данным ВОЗ, один из 6000 пассажиров после дальнего перелета страдает нарушением кровотока. Это приводит к образованию кровяных сгустков. Оно и неудивительно: на протяжении длительного времени человек постоянно сидит, почти не двигаясь. А недостаточная физическая активность как раз и приводит к образованию тромбов.
В группе повышенного риска заболеть тромбозом - женщины, принимающие гормональные контрацептивные препараты, беременные, люди с избыточным весом, онкологические больные, а также те, у кого наследственная предрасположенность к этой болезни.
Обезвоживание
Влажность воздуха в самолетах составляет всего 20 процентов, в то время как для комфортного самочувствия человеку требуется 50 процентов. Прямого риска для здоровья это не несет, однако низкая влажность воздуха приводит к сухости кожи лица и сухости глаз. Поэтому в полет не мешает взять с собой увлажняющие средства по уходу за кожей и глазные капли. А тем, кто носит контактные линзы, во время дальнего перелета желательно от них отказаться и отдать предпочтение очкам.