Такое событие, как смерть вождя, не могли обойти своим вниманием деятели культуры. Книги, фильмы и стихи создавали и в 1953г., и после развенчания культа личности, и в конце 1980-х гг., когда стало известно об истинных масштабах репрессий.
Похоронам Сталина посвящен фильм 1990г. "Похороны Сталина", в котором снялись в том числе Георгий Юматов, Алексей Баталов, Ванесса Редгрейв. История любви на фоне большого исторического события не особо заинтересовала зрителя.
Давкой на похоронах Сталина заканчивается и фильм "Ближний круг" Андрея Кончаловского (1991г.) о судьбе офицера НКВД, работавшего в охране вождя. В конце ленты герой Тома Халса (его озвучивал Евгений Миронов) выдергивает из толпы и затаскивает на грузовик девочку Катю, которую намерен сделать своей приемной дочерью. Роль Сталина в том фильме сыграл Александр Збруев, а Берию известный американский актер Боб Хоскинс.
Мартовским событиям на даче в Волынском посвящена лента Алексея Германа "Хрусталев, машину" (1998г.). Это был один из первых российских фильмов, который претендовал на главную награду Каннского кинофестиваля, но был прохладно встречен критиками.
Отметим и британскую комедию абсурда "Красный монарх" (1983г.), концовка которого явно по душе сторонникам "теории заговора". В конце картины члены Политбюро при виде лежащего на полу Сталина начинают радоваться (Хрущев позже говорил, что Берия действительно сказал нечто вроде "Тиран мертв"), но выясняется, что вождь всех разыграл. Тогда испуганный Берия попросту душит Сталина.
С поэзией все намного сложней. Среди литераторов были как те, кто радовался смерти тирана, так и те, кто не представлял жизни без генералиссимуса. Вот, например, Александр Твардовский в журнале "Новый мир" опубликовал стихотворение "У великой могилы", в котором сообщил о воссоединении Ленина и Сталина: "Неподвижны навек Их не знавшие устали руки... Снова вместе они. Да они и не знали разлуки". Или Михаил Исаковский: "И горько нам, и нет нигде предела, Нет скорби человеческой конца. Что умер он земля осиротела, Народ лишился друга и отца".
Сергей Михалков в своем стихотворении заявлял о готовности "отдать ему свое биенье сердца и дыханье", а Ольга Берггольц скорбит вместе со всей страной: "Обливается сердце кровью... Наш родимый, наш дорогой! Обхватив твое изголовье Плачет Родина над тобой".
Были и стихи из противоположного лагеря. Наума Коржавина вдохновил митинг на Красной площади: "Его хоронят громко и поспешно Ораторы на гроб кося глаза, Как будто может он из тьмы кромешной Вернуться, все забрать и наказать".
"Может быть, это так именно и нужно, чтобы старые товарищи так легко и так просто спускались в могилу", - заявил Сталин на похоронах Михаила Фрунзе в 1926г. Сам он в могилу легко и просто не спустился. А значит, обсуждать вождя народов и спорить о его значении в истории будет не одно поколение.
(с)