Да, конечно, всё гораздо интереснее.
Одним из многих предложений Петру был поданный ему 11 (22) июня 1718 года доклад одного из его иноземных сподвижников, Генриха Фика, в котором Фик вызвался представить Петру записку "О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить". Этот доклад удостоился такой резолюции Петра:
Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия.
Принятие в Парижскую академию также укрепило Петра в его намерении завести академию. В ответе Парижской академии 18 февраля (1 марта) 1721 года Пётр I, в частности, писал: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать".
28 января (8 февраля) 1724 года последовал именной указ Сенату "Об учреждении Академии Наук и Художеств". Согласно этому указу, каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Пётр высказал желание, "чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить". На содержание академии было выделено 24 912 рублей "из таможенных и лицентных доходов, сбираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга".