о своем--о девичьем..
Тупица --когда умер Сталин?
А Даманский когда был?
(c)"В Китае Сталин забвению не подлежит": Об отношении жителей Китая к фигуре И. В. Сталина В Поднебесной Иосиф Виссарионович остается символом многогранной советской эпохи, опыт которой помогает строительству социализма с китайской спецификой. СССР на состоявшейся в июле-августе 1945 года Потсдамской конференции подтвердил свое обязательство вступить в войну с милитаристской Японией не позже чем через 3 месяца после капитуляции Германии. 8 августа советское правительство заявило, что с 9 августа "Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией". В результате стремительного наступления войск Красной Армии Квантунская армия в короткий срок была разгромлена, освобождены территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии - одного из наиболее экономически развитых районов), а также Северной Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов. Победы Красной Армии сыграли решающую роль в капитуляции Японии и открыли перед великим китайским народом перспективы независимого развития. Оценки решающего вклада СССР в победу над Японией в Китае никогда не подвергались ревизии. Они не менялись даже в годы осложнения отношений между нашими странами. Поэтому неудивительно, что там сохранились многочисленные памятники, обелиски и барельефы в честь советских воинов. В Северо-Восточном Китае всегда ухожены их кладбища. В этом регионе свыше 60 таких историко-мемориальных объектов. 9 мая 1965 года в Пекине был устроен праздник в честь 20-летия Победы над фашистской Германией. Его организаторы украсили город портретами не только Сталина и выдающихся советских военачальников Жукова, Рокоссовского, Василевского, Ватутина, Черняховского, Чуйкова, но и "опальных" в то время в СССР Молотова, Маленкова, Кагановича, Булганина, Шепилова и Василия Сталина. В выступлении на юбилее председатель КНР Лю Шаоци отметил, что "СССР, руководимый Сталиным, внес основной вклад в разгром и Германии, и Японии. Это должны знать и помнить нынешнее и будущие поколения". А главный печатный орган Компартии Китая газета "Жэньминь жибао" в обширном редакционном материале заявила о "немеркнущем подвиге советского народа во главе со Сталиным во имя освобождения многих народов Европы и Азии от фашистской оккупации и порабощения. Советский народ по праву является великим народом, а Советская Армия - великой армией". Мао Цзэдун в ноябре 1967 года в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции отмечал, что "без СССР и Сталина могло бы не быть КНР и победы над Японией". А один из руководителей КНР и Народно-освободительной армии Китая маршал Чжу Дэ в беседе с военными делегациями Вьетнама, Румынии и Албании в мае 1971 года подчеркивал, что "никто не сможет оспорить решающую роль СССР в разгроме основных сил японских милитаристов и освобождении многих стран и территорий на Дальнем Востоке". В Китае не принято "переписывать" собственную историю. Это подтверждают события не только второй половины ХХ века. Об этом же свидетельствуют современная политика и идеология Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики. В решениях XVIII съезда Компартии Китая (ноябрь 2012 года) настойчиво подчеркивается, что методологической основой теории и практики китайского общества являются марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, концепция социализма с китайской спецификой. III пленум ЦК КПК (ноябрь 2013 года) вновь указал на то, что в своих решениях исходил из этих фундаментальных научных положений. Это еще одно доказательство преемственности политического курса, о которой теперь заявляет пятое поколение китайских руководителей. Именно с политической последовательностью и преемственностью в социалистическом строительстве с китайской спецификой оно связывает решение задач создания к 100-му юбилею КПК (2021 год) в Китае среднезажиточного общества, а к 100-й годовщине создания КНР (2049 год) - превращения Китая в богатую, могущественную, гармоничную социалистическую страну. При этом подчеркивается, что дверь "китайской мечты" распахнется для всех граждан КНР. Утверждения Коммунистической партии Китая о ее приверженности марксизму-ленинизму постоянно подкрепляются идеологической работой и политической практикой. "12 декабря 2011 года в Пекине, - писала "Жэньминь жибао", - официально открыта выставка, посвященная истории распространения марксизма в Китае. Она стала плодом более чем годовых усилий сотрудников Института по изучению и переводу произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина при ЦК КПК. Данный выставочный павильон станет первым из подобных павильонов Китая, с постоянным бесплатным входом, специально ориентированных на ознакомление с историей распространения марксизма в Китае". Имя И. В. Сталина в китайских документах всегда ставят в один ряд с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; он предстает как один из классиков марксизма-ленинизма. В КНР по сей день сохраняют имя Сталина почти все объекты, названные в его честь в конце 1940-х - первой половине 1950-х годов. К сожалению, в российских и западных справочниках по Китаю этот факт обычно замалчивают, а если о нем и говорят, то вскользь, мимоходом... Между тем и сегодня есть проспекты Сталина в городах Урумчи и Кульджа на крайнем западе КНР, в Цзилине, столице одноименной восточно-китайской провинции, граничащей с Россией и Северной Кореей. Лучшие улицы в Люйшуне (Порт-Артур), Даляни (Дальнем), Харбине тоже носят имя Сталина. Огромные портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина украшают поселок Нан Джи Кун, расположенный вблизи стыка границы КНР с Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. В Харбине еще в марте 1953-го был разбит огромный парк имени Сталина. Теорию и практику социалистического строительства, тесно связываемые в КНР с именами и деятельностью Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, рассматривают здесь не как "неизменное правило" на все времена. Китайские коммунисты считают необходимым творчески развивать учение основоположников марксизма-ленинизма. Особое внимание они уделяют произведениям Сталина, рассматривая их в качестве марксистской идеологической базы деятельности Компартии, которая стояла у руля государственного строительства и достигла всемирно-исторических успехов. Это, кстати, ничуть не мешает КПК не замалчивать ошибки и просчеты И. В. Сталина и критически обсуждать их. Но без шельмования и фальсификаций. "Сталин был прав на 70%, неправ на 30%", - говорил Мао Цзэдун еще в 1961 году (впрочем, в той же "пропорции" оценивают в КНР с середины 1980-х деятельность и самого Мао). Китайские аналитики часто отмечают, что марксистская идеологическая база китайских реформ была фактически обозначена в последней работе Сталина - "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 год). В Китае досконально изучили, а затем использовали на практике рекомендации Сталина. И при этом не только сохранили социалистический строй, но и обеспечили его эффективное развитие путем реформ, регулируемых государством (это, конечно же, не исключает наличия в стране ряда социальных и других проблем). Что касается темпов индустриального развития, роста промышленного экспорта, продуктивности сельского хозяйства и доходов населения, то с 1980-х годов по этим важнейшим показателям КНР занимает лидирующие позиции в Азии. В работе "Экономические проблемы социализма в СССР" И. В. Сталин отмечал: "Полагают, что передача собственности отдельных лиц и групп в собственность государства является единственной или, во всяком случае, лучшей формой национализации. Это неверно. На самом деле передача в собственность государства является не единственной и даже не лучшей формой национализации, а первоначальной формой национализации, как правильно говорит об этом Энгельс в "Анти-Дюринге". Коммунисты Китая стремятся нащупать оптимальные формы общественной собственности при социализме. Но сейчас, как не раз отмечалось в партийных документах, КНР находится еще на ранней стадии строительства социализма. А поэтому пока приходится широко и творчески использовать опыт советского нэпа, теоретическое осмысление которого дано не только в известных трудах В. И. Ленина, но и в работах И. В. Сталина 1930-х годов. Развитие инициативы в экономике, регулируемое КПК и китайским государством, позволило КНР в короткие сроки осуществить рекордные прорывы во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Рентабельность производства за последние 30 лет увеличилась многократно. Неудивительно, что рекомендации Сталина считаются в Китае одним из идеологических оснований продолжающихся реформ. Что касается связи поражения советского социализма с бездумной и оголтелой критикой Сталина Хрущевым, то на вероятные опасные последствия такой политики китайские товарищи указывали еще на рубеже 1950-1960-х годов. Мао Цзэдун в 1961 году, обращаясь к Н. С. Хрущеву, заявлял: "Вы начали со Сталина, а завершите дело развалом Советского Союза". С тех пор в канун Дня образования КНР (1 октября) и перед годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции многие китайские СМИ публикуют материалы, в которых подчеркивается, что антисталинские решения ХХ и ХХII съездов КПСС, как и методы их реализации, привели в конечном счете к разрушению СССР и КПСС. А еще в Китае помнят совет Сталина, данный Мао Цзэдуну в 1950 году: "Учитесь больше на наших ошибках, чем на наших успехах". После контрреволюции 1991-1993 годов китайские политики и обществоведы приложили немало усилий к осмыслению истоков и причин трагедии разрушения советского строя и союзного государства. В 2004 году китайское руководство пришло к выводу, что "крах СССР произошел из-за отхода Москвы после Сталина от ключевых принципов марксизма". С целью глубокого понимания случившегося с многомиллионной партией Центром исследований проблем мирового социализма при ЦК КПК в 2012 году создан многосерийный документальный фильм "20-я годовщина гибели советской партии и государства: рассказы россиян и уроки". Он был одобрен Центральным комитетом Компартии Китая. Вот как описывала в конце прошлого года суть и значение этого фильма американская газета The Wall Street Journal: "Руководитель Компартии в восточно-китайской провинции Цзянсу Ло Чжицзюнь недавно собрал местных руководителей на обязательное для посещения мероприятие. Им показали документальный фильм из шести серий о распаде Советского Союза. Как сообщают государственные СМИ, по окончании показа в Цзянсу Ло Чжицзюнь призвал "правильно понять уроки истории". Главный посыл фильма в том, что СССР распался из-за переродившейся, предательской правящей элиты, особенно из-за Горбачева и его окружения". В публикации отмечается: "Этот фильм стал частью идеологической кампании, начатой новым китайским руководителем Си Цзиньпином для укрепления партийных рядов и дисциплины членов партии. Его с сентября показывали десятки раз на самых разных политических совещаниях и собраниях... Столь частые показы говорят о том, что это составляющая часть борьбы, как говорят в партийно-государственных кругах, с "американским заговором". Американское издание указывает: "Си Цзиньпин делает ставку на то, что китайская версия однопартийного правления преуспеет там, где СССР потерпел неудачу. КПК намерена поддерживать порядок в своих рядах и управлять меняющимся обществом", "Си Цзиньпин обвинил Горбачева в том, что тот потерял контроль над военными и позволил историческому нигилизму поставить под сомнение успехи, достигнутые при Ленине и Сталине". Кроме того, The Wall Street Journal считает, что КПК поставила стратегическую задачу: "Китай должен любой ценой сопротивляться влиянию Запада". Подобная позиция пятого поколения руководителей Китая побуждает их широко использовать в идеологической деятельности партии труды об И. В. Сталине, созданные советскими и российскими авторами. Так, широкое распространение получила изданная в начале этого года государственным издательством "Шанхай жэньминь чубаньшэ" книга "Сталин: судьба и стратегия" российских авторов Святослава и Екатерины Рыбасов. Этой же цели служит и широкая популяризация в Китае романа Максима Горького "Мать", его "Песни о Буревестнике", автобиографической трилогии ("Детство", "В людях", "Мои университеты"), романа Николая Островского "Как закалялась сталь" и других произведений, ставших советской классикой. В августе 2009 года "Жэньминь жибао" опубликовала фрагмент из сочинения одной из победительниц всекитайского конкурса на знание русского языка из города Цзилинь: "Моя любовь к России пробудилась с детства. Я родилась и выросла на северо-востоке Китая. В силу географического и исторического факторов русская культура влияла на мою родину и на меня тоже. Я узнала фамилию Сталин с 4-5 лет, так как самый большой проспект в нашем городе называется проспектом имени Сталина. С тех пор я постепенно знакомилась с Россией. Начав с изучения русского языка, узнав о культуре России глубже и больше, я сильно ее полюбила. Это важная часть моей жизни".