Лиса, ну вот бывает и такое...
Обозреватель BBC Future рассказывает о том, какую роль татуировка играла в британской культуре в течение многих веков, и о том, как благодаря английской аристократии она стала популярным символом протеста и способом выделиться из толпы.
В ту эпоху татуировки были и скандальным явлением, и всеобщим увлечением. В 1881 году внук королевы и будущий король Георг V, которому тогда было всего 16 лет, прошел то, что для многих подростков с тех пор стало обрядом посвящения.
В Йокогаме местный художник сделал ему на руке татуировку дракона в красном и синем цвете.
На родине газеты неделями печатали слухи о том, что молодой член королевской семьи вскоре обзаведется обязательным модным атрибутом того времени.
Некоторые даже писали, что принцу уже вытатуировали огромную стрелу на носу. В конечном счете все настолько поверили в существование этой татуировки, что его мать, Александра Датская, даже написала сыну гневное письмо, чтобы отчитать его.
К счастью, татуировка на лице была лишь плодом чьего-то воображения. Но вот его татуированная рука, публично показанная на аудиенции императора Мэйдзи, стала знаком королевского одобрения этой стремительно набиравшей популярность тенденции.
В 1868 году в результате реставрации Мэйдзи Япония впервые за много веков начала торговлю с Западом. Спрос на японские товары и культуру взлетел практически мгновенно.
Богатые европейские аристократы начали возвращаться домой с работами японских мастеров на различных частях тела.
И вот, с появлением новостей о том, что подобное искусство не чуждо самому принцу, в Британии, Франции и даже США возникла целая модная индустрия татуировки. Рисунки на теле стали признаком высокого социального статуса и свидетельством того, что человек может позволить себе такую роскошь.
"Тот факт, что будущему королю сделали татуировку, был настолько известен, что в сувенирном издании, посвященном свадьбе Георга в 1893 году, была размещена картинка, показывающая, как мог проходить этот процесс", - говорит Мэтт Лоддер, преподаватель современного искусства из Эссекского университета.
"Поэтому все знали, что если богатый человек поехал в Японию, он обязательно вернется оттуда с татуировкой", - добавляет он.
Но, несмотря на то, что Георга в те времена считали законодателем мод, он всего лишь продолжал традицию, существовавшую в течение многих веков.
Еще со времен Юлия Цезаря британцы неоднократно способствовали распространению искусства татуировки по всему миру.
Самые древние известные нам татуировки появились около 5000 лет назад - это отметки на теле "Ледяного человека" Эци, мумии, найденной в Альпах на границе Австрии и Италии.
Но в Европе это искусство популярным сделали именно первые бритты: когда римляне вторглись в Британию в 55 году до н. э., они увидели, что тела местных жителей сплошь покрыты татуировкой.
В своих заметках о галльских войнах Цезарь пишет: "Все бритты красят свои тела вайдой, дающей синий цвет, чтобы в битве иметь устрашающий вид".
Их внешний вид производил такое сильное впечатление, что по всей Европе их стали называть "претани" (Pretani), кельтским словом, означавшим "раскрашенный", "татуированный". Именно от этого слова впоследствии произошло название "Британия".
Некоторые исследователи утверждают, что бритты просто красили свои тела, а не наносили на них татуировку. Тем не менее более поздние римские мыслители были убеждены в том, что Цезарь видел именно тату, то есть наколку.
"Часть этого региона занята варварами, которым с юных лет мастерски наносят на кожу рисунки животных, растущие по мере того, как растет их владелец", - писал в III веке н. э. Гай Юлий Солин.
"Для них нет лучшего испытания на терпение, чем нанесение рисунка на различные части тела, чтобы как можно больше краски впиталось в эти постоянные шрамы", - продолжает он.
Когда в 1066 году в Британию прибыли норманны, они также обнаружили любовь населения Британии к татуировкам. В XII веке летописец Уильям Мэлмсберийский писал, что татуировка была одним из первых обычаев, перенятых норманнами у местных жителей.
Однако современная история татуировки в Британии начинается со встреч британских колонистов с коренными племенами Северной и Южной Америки.
Исследователь и капер Мартин Фробишер совершил несколько экспедиций в Новый Свет в период с 1576 по 1578 годы. Он обнаружил, что татуировка была широко распространена среди представителей коренных народов Америки - от современной Канады и до крайнего юго-запада.
В 1577 году Фробишер взял в плен трех инуитов и привез их к себе на родину, чтобы показать их всей Британии, от Бристоля до Лондона, и даже при дворе королевы Елизаветы.
Общественность была шокирована изображениями на их телах. Чтобы успокоить публику, художнику Джону Уайту поручили нарисовать портреты пленных инуитов и, для сравнения, изображения древних бриттов, основанные на описаниях римских мыслителей.
"Опираясь на классические описания древних бриттов, он создал великолепные образы людей, тела которых покрыты совершенно невероятными татуировками", - говорит Лоддер.
"Огромные львы на животе, солнце и цветы у женщин. Это было сделано для того, чтобы показать, что люди, привезенные сюда, мало чем отличались от нас", - добавляет он.
В XVI веке инуиты Фробишера вновь пробудили интерес к искусству украшения тела в Британии и Европе. Эта тенденция получила еще большее распространение по мере роста популярности паломничеств в Святую землю.
"Среди западных пилигримов было принято возвращаться домой с татуировкой - она служила символом их путешествия, - говорит Лоддер. - Изображений этих татуировок сохранилось мало, но известно, что они были довольно большими и живописными, во многом похожими на "рукава", столь любимые ныне футболистами".
C XVI по XVIII век татуировки в Британии приобрели такую популярность, что упоминания о них встречаются даже в судебных делах.
В январе 1739 года газета London Evening Post сообщила о вынесении приговора 15-летнему вору, на груди у которого в процессе судебного разбирательства обнаружили довольно агрессивную татуировку.
"На его груди черной тушью наколот детальный портрет мужчины с саблей в одной руке, пистолетом, из дула которого вылетали пули, - в другой, и надписью: "Будьте вы прокляты!", - возмущается автор статьи.
"Жулик хотел было скрыть ее, однако, узнав об этом, судья приказал ему показать свою грудь. Все присутствующие были поражены, увидев такую неожиданную картину на груди у столь юного негодяя".
Обычай пилигримов делать себе татуировки просуществовал до XIX века, и, следуя именно этому обычаю, принц Уэльский, позже ставший королем Эдуардом VII, в 1862 году в Иерусалиме втайне от всех нанес себе на тело изображение креста.
Но само слово "tattoo", "татуировка", вошло в английский лексикон лишь недавно. Оно стало наследием путешествий капитана Джеймса Кука в Океанию в конце XVIII века.
Несмотря на то, что сам термин существовал в английском языке с конца 1600-х годов, изначально его использовали для обозначения барабанной дроби.
До путешествия Кука на Таити в 1769 году процесс нанесения рисунков на кожу называли "накалыванием", "клеймением" или "окрашиванием".
Таитяне же словом "tatau" называли колотушку, которой они били по длинной, похожей на расческу палке с иглами. Кук записал его в своем дневнике, и впоследствии, благодаря его многочисленным друзьям, слово "tattoo" закрепилось в английском языке.
Британцы не только дали татуировке ее современное название, но и первыми во всем западном мире превратили это искусство в большой бизнес. Огромную роль в этом сыграла вспышка интереса к японским татуировкам, а также один судебный прецедент, привлекший внимание всего мира.
В 1854 году аристократ Роджер Тичборн пропал во время морского путешествия, и его сочли погибшим в кораблекрушении. Через 12 лет он чудесным образом вновь появился в Австралии и прибыл в Лондон.
Братья и сестры не спешили признавать вернувшего Тичборна. После смерти их матери он должен был унаследовать весь семейный капитал, и они подали на него в суд, заявив, что он самозванец.
Судебные разбирательства по делу Тичборна в начале 1870-х году были сенсацией, их освещали газеты всего мира. Исход дела был решен благодаря одному эпизоду судебного слушания, достойному пера самого Диккенса.
Было установлено, что во время учебы в пансионе приятели сделали юному Тичборну татуировку. Когда суд потребовал у главного фигуранта показать ее, он не смог этого сделать.
Впоследствии оказалось, что за Тичборна выдал себя сын мясника по имени Артур Ортон. Его приговорили к четырнадцати годам заключения.
Благодаря шумихе, поднятой в СМИ, о татуировке узнала широкая общественность. Некоторые газеты предлагали наносить татуировки всем детям на случай, если они пропадут в море.
Предприниматель Сазерленд Макдональд решил этим воспользоваться.
Макдональд был талантливым художником и участником англо-зулусской войны, где и научился искусству татуировки, нанося рисунки своим товарищам.
Макдональд, который служил управляющим турецких бань в фешенебельном лондонском Вест-Энде, начал предлагать услуги татуировки на платной основе. Его заведение стало первым тату-салоном в истории и сразу же обрело большой успех.
"Большую роль в этом сыграло увлечение британцев Востоком", - говорит Лоддер. А то, что у Макдональда был хаммам (турецкая баня) - просто удачное совпадение.
"В те времена все японское пользовалось огромным спросом в Европе, а в его заведении к тому же царила восточная атмосфера, и было множество готовых клиентов, разгуливавших без одежды", - поясняет он.
В 1880-е годы бизнес Макдональда процветал, ведь он сделал все, чтобы извлечь выгоду из интереса публики к татуировке принца Георга.
Он утверждал, что делал татуировки богатым и знаменитым людям со всего мира, от короля Дании до махараджи Патиалы. О его тату-салоне написали газеты Польши, Франции, Германии и даже Новой Зеландии.
Со временем клиенты начали просить его сделать все более сложные рисунки, от европейских салонных картин до сцен охоты, и тогда он изобрел первую автоматическую тату-машинку. Это произошло в 1890 году - за год до того, как аналогичный аппарат был запатентован в США.
Увлечение британской аристократии татуировками вскоре распространилось и по ту сторону Атлантики.
В 1897 году газета New York Herald объявила: "Лондонская мода на татуировки достигла Нью-Йорка". Представители американского среднего класса стремились подражать высшему классу Британии, и мастера татуировки в Нью-Йорке никогда не оставались без работы.
С тех пор практически каждое десятилетие по обе стороны Атлантики татуировку объявляли "новой" модной тенденцией. Недавние исследования показывают, что в Великобритании татуировка есть у каждого третьего представителя молодежи.
Получается, что это увлечение не столь ново, как мы думали, и "раскрашенные" бритты времен Цезаря почти наверняка одобрили бы его.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.