Запрет на вывоз русского леса заработал. Европа взвыла и начала жаловаться в ВТО.
Как и обещал Путин, с 1 января в России был запрещен вывоз необработанной и грубо обработанной древесины. И первая этому возмутилась Европа, ведь они привыкли закупать у нас необработанный лес, у себя перерабатывать, а потом продавать нам же. Теперь такое не пройдет.
Но Европа возмущается такой "несправедливости":
Еврокомиссия объявила, что 21 января инициирует в ВТО спор с Россией по поводу введения ограничений на экспорт необработанной и грубо обработанной древесины.
"Российские ограничения наносят большой ущерб деревообрабатывающей промышленности ЕС, которая зависит от экспорта из России, и создают значительную неопределенность на мировом рынке древесины", - объяснили в ЕК.
Китай, кстати, молчит. Потому что Россия, вопреки стереотипу, уже давно не главный поставщик древесины в эту страну, нас там сильно потеснила Новая Зеландия, которая сегодня мировой лидер в торговле лесом-кругляком.
По всей видимости Китай давно уже был в курсе наших намерений по прекращению экспорта древесины, и давно переориентировался на другие страны. А вот Европа не смогла, у неё нет альтернативы кроме России. Правда выход есть: строить заводы у нас, а потом к себе ввозить продукты переработки. Видимо так и случится, но стадия принятия неизбежного еще не наступила:
ЕК напоминает, что Россия в рамках ВТО обязалась применять экспортные пошлины по ставкам не более 13% или 15% для определенных объемов экспорта. "Отменив эти тарифные квоты, Россия теперь применяет экспортные пошлины по гораздо более высокой ставке 80% и, таким образом, не соблюдает свои обязательства по законодательству ВТО", - считают в комиссии.
Впрочем, я если честно, не припомню чтобы ВТО хоть раз кого-то что-то заставила сделать. Так что шансов у Европы ноль. Тем более что Россия поступила довольно хитро, так что юридически нас упрекнуть будет сложно, но об этом я расскажу чуть позже.
Я напомню, что к запрету вывоза необработанной древесины Россия шла давно. На момент принятия решения о запрете 90% нашего леса перерабатывалось внутри России, а экспорт упал с 50 млн кубометров до менее чем 15 млн. Введя запрет Путин поставил точку в реализации стратегии, завершил то, к чему наша страна шла более десяти лет. И я уверен, что Европе не удастся помешать этому.
(с)