да там всё давно запущено:
Лидеры стран Евросоюза уже привыкли к требовательности президента Украины Владимира Зеленского и его критическим высказываниям в адрес партнёров, пишет Frankfurter Allgemeine.
Однако на саммите ЕС в Брюсселе Зеленский превзошёл самого себя, выставив каждому из них "оценку за прилежание": Польша - "отлично", Германия - "удовлетворительно", Венгрия - "неудовлетворительно". Как отмечает издание, своей речью "украинский учитель" настроил против себя некоторых глав правительств и вызвал гнев особенно "нерадивых учеников".
На саммите ЕС Зеленский выступал 3 раза с речами.
До этого он обращался к лидерам стран НАТО и G7 - каждый раз с посланием, заточенным под конкретную аудиторию.
Он потребовал:
от военного альянса - тяжёлого вооружения,
от семи ведущих промышленно развитых стран - торгового эмбарго против России,
от ЕС - вступления в интеграционное объединение по ускоренной процедуре и энергетического эмбарго.
Его требовательность и критика в адрес партнёров за их нерешительность не стали чем-то совершенно новым. Новым было то, что в своём последнем обращении он неожиданно прошёлся по каждой стране в отдельности и оценил степень её лояльности.
"Литва - за нас. Латвия - за нас. Эстония - за нас. Польша - за нас, - начал Зеленский. - Франция - Эммануэль, я очень верю, что вы будете за нас". Это, по словам автора статьи, звучало как "четыре с минусом". "Греция - верю, что с нами. Германия... Я чуть позже. Португалия - ну практически...", - продолжил Зеленский.
Он не останавливался: "Нидерланды - при рациональных, так что найдём общий язык..." В конце концов, после выставления оценок 26 странам, "украинский учитель" перешёл к "самому нерадивому ученику": "Венгрия... я хочу остановиться здесь и быть откровенным. Один раз и навсегда. Послушай, Виктор, знаешь, что происходит в Мариуполе?" - спросил Зеленский. Он предложил премьер-министру Венгрии отправиться на набережную Дуная к мемориалу, посвящённому жертвам холокоста, расстрелянным членами венгерской нацистской партии в 1944 - начале 1945 годов.
Это была самая большая провокация, которую Зеленский мог выдать премьер-министру Венгрии. Его ответ не заставил себя ждать. Орбан отклонил требования Зеленского об энергетическом эмбарго и поставках оружия из Венгрии, "поскольку они противоречат интересам Венгрии". По его словам, Венгрия хочет "оставаться в стороне от боевых действий", поэтому не собирается поставлять оружие и в дальнейшем. Кроме того, в краткосрочной перспективе энергоносители из России заменить невозможно. "Поэтому мы продолжим выступать против расширения санкций в отношении российских энергетических компаний на всех европейских форумах", - заявил пресс-секретарь. Это, в свою очередь, напоминало угрозу вето - и эффект от слов Зеленского разошёлся с его изначальными намерениями.
Однако после того как президент России Владимир Путин потребовал, чтобы в будущем расчёты за газ производились в рублях, перед лидерами стран ЕС встал вопрос о том, способна ли Россия прекратить поставки газа со своей стороны. Для перевода расчётов в рубли европейцам необходимо приобретать валюту у Центрального банка России, а с ним любые транзакции сейчас запрещены. Шольц указал на действующие контракты, по которым расчёты должны производиться в долларах или евро. Схожие мнения высказывали и другие европейские лидеры, однако общей позиции в декларации по итогам саммита представлено не было. По мнению немецкой стороны, это могло бы "оказать услугу Путину", поскольку, есть вероятность, что он "просто ищет предлог" для остановки поставок.
Страны Прибалтики и Польша, поддерживающие энергетическое эмбарго ЕС, предложили новые санкции в отношении Москвы. В совместном заявлении лидеры четырёх стран потребовали "запретить все грузовые автомобильные перевозки из России и Белоруссии и в обратном направлении". Они призвали закрыть порты для российских судов.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий также представил "план спасения Украины", состоящий из десяти пунктов. К ним он добавил другие ранее озвученные требования, включая отключение всех российских банков от системы SWIFT.
Однако ничто из этого не вошло в заключительную декларацию саммита - она должна приниматься консенсусом, отмечает Frankfurter Allgemeine.