Хадльгримскиркья в Рейкьявике напоминает гигантский сталагмит или сказочную скалу, гордо возвышающуюся над небольшими домиками исландской столицы. Высота башни этого огромного лютеранского собора составляет 74, 5 метра и ее можно увидеть практически из любой точки города.
Официальное название храма Церковь Хадльгримура, но местные жители привыкли называть ее Хадльгримскиркья. Такое труднопроизносимое название церковь получила в честь одного из величайших мыслителей Исландии, священника и поэта Хадльгримура Пьетурссона, более всего прославившегося своим произведением "Гимны Страстей Господних".
Идея возведения грандиозного храма, способного вместить более 1000 прихожан одновременно была утверждена исландским Парламентом еще в 1929 году, но прошло еще почти десятилетие, прежде чем утвердили окончательный проект здания.
Возведение храма было поручено известному исландскому зодчему Гудйоуну Самуэльсону, по проектам которого были построены многие здания Рейкьявика, в том числе Национальный театр Исландии и здание главного корпуса Университета. Был у архитектора и опыт в строительстве культовых сооружений, именно в 1929 году он закончил возведение католического собора Ландакот, который стал украшением и яркой достопримечательностью города.
По замыслу Самуэльсона, необычный силуэт нового собора должен вызывать ассоциации с извержением вулкана. И действительно, если включить воображение, можно представить себе высокую гору, с потоками стекающей по ее склонам лавы. Такой символизм совсем не случаен, Рейкьявик построен на месте потухшего вулкана, а его название можно перевести на русский язык, как "Дымящийся залив".
Собор был заложен в 1945 году, и его строительство продолжалось почти полвека. Несмотря на государственную поддержку проекта, основным источником финансирования были частные пожертвования. В 1974 году, во время празднования 200-летия столицы была торжественно освящена главная башня собора. Но главный неф был закончен и освящен только в 1986 году. Наконец-то, грандиозная Хадльгримскиркья предстала перед изумленными горожанами во всей своей красе.
По контрасту с эффектным внешним видом собора, его внутреннее убранство отличается неожиданной простотой и лаконичностью. Главным его украшением являются великолепная скульптурная группа "Крещение Христа" и статуя Хадльгримура работы Эйнара Йонсона.
Привлекают внимание туристов также резные входные двери и необычный баптистерий в форме кристалла, созданные по эскизам знаменитого исландского живописца Лейфура Брейдфьорда.
В сокровищнице храма хранится первая исландская Библия, датируемая 1584 годом. Но самой главной его достопримечательностью, безусловно, является орган. Огромный, высотой 15 метров и состоящий из 5275 трубок, этот удивительный инструмент немецкого мастера Йоханеса Клайса имеет удивительно чистое и глубокое звучание. В Хадльгримскиркье регулярно проводятся концерты, и самые знаменитые органисты мира почитают за честь выступить здесь.
Перед церковью установлена статуя Лейфа Счастливого викинга, добравшегося до американского континента за пять веков до Колумба. По легендам, около 1000 года н. э. Лейф направляющийся в Гренландию с призывом своего короля принять христианство, случайно сбился с пути и через некоторое время причалил к берегам новой, неизведанной земли. Эту страну викинги назвали Винланд. Скульптура отважного мореплавателя была подарена Исландии США в честь тысячелетия исландского парламента.
На сегодняшний день Хадльгримскиркья самое высокое здание Рейкьявика и самый высокий храм в стране. Она считается символом исландской столицы и пользуется любовью у горожан и необыкновенной популярностью у туристов. На башне собора расположена удобная смотровая площадка, откуда с головокружительной высоты можно осмотреть не только панораму всего города, но и его окрестностей.
В самой церкви проводятся не только лютеранские службы, но и некоторые светские мероприятия. Права выступить в ее стенах время от времени удостаиваются даже некоторые театральные труппы.
Хадльгримскиркья одна из самых необычных церквей Европы, она больше похожа на иллюстрацию к какому-либо роману героического фэнтези, чем на действующий христианский храм. И возможно, желание увидеть воочию именно это архитектурное чудо привело в Исландию уже не одного любителя экзотических путешествий.
величественную готику и думаю: в России больше почему-то в архитектуре и оформления всякие завитушки и рюшечки присутствуют.
Интересно, почему? Ведь, такие элементы ближе к арабским темам.
Нет среди нас историков?
архитектуру 20го века - завитушки были только в самом начале... в самом начале чуть завитушек было в модернизме.
А так - не было завитушек в 20м! Модернизм сменил постмодернизм - там все курьезно, но строго. Потом вообще конструктивизм - поэмы бетона и структуры.
Неоклассицизм сталинок - тоже строго все.
А Москва-Сити, которую проектировали в 80х годах, тоже без завитушек обошлось.
Другое дело, что в нас во второй половине 20 века не было ничего такого шедеврально-запоминающегося, чтобы сравнить... И получается, что мы сравниваем шедевры 20го века с запоминающимися шедеврами 19 в России.
Хотя, после посещения Италии, к Российской старой архитектуре уже не могу не относится без скепсиса - бойницы Кремля - ремейк с башенок вокзала Болоньи - это по иерархии в Италии что-то вроде Тамбова у нас..