Читаю очередную книгу Татьяны Степановой.
***
- Вервольд, ты сказала... Это олицетворение необузданных сил природы, это... отзвук наших тотемических воспоминаний, это эхо подавленных инстинктов плоти, неосознанных темных желаний. В прошлом же это было. В середине века в Западной Европе такие суеверия были очень распространены. Бедность, голод, болезни, войны: половина населения Европы страдала хроническим недоеданием.
Многое в суевериях о человеке-звере, поедающем мясо людей и животных, было обусловлено именно проблемами голода. Ну, а сейчас это понятие приобрело совершенно иную окраску. Наше восприятие "оборотня", "вервольда" в корне изменилось.
- И что же эта идея, эта фантазия олицетворяет сейчас?
- Подсознательную мечту о суперсамце.
- Ты серьезно?
- Это мое личное мнение, - Мещерский усмехнулся. - Это чисто фаллическое, гипертрофированно-эротическое понятие нашего времени: оборотень, вервольд, бестия, человек-зверь. Секс-символ, так же как и Дракула-вампир, и Бэтмен.
Заметь, сколько фильмов снимают об оборотнях и как киношники этот образ сейчас трактуют. Подсознательно мы ищем в идее человека-зверя то, чего нас лишает наша жизнь: свободы, возврата к девственной природе. Мы смутно грезим о любви, точнее, о сексе без ограничений, без оглядки на мораль, обычаи, приличия, наконец, мы подспудно жаждем этого разгула инстинктов, потому что мы зажаты, закомплексованы, мы устали, мы... В общем, грезы об оборотнях в книгах ли, фильмах - это уход от реальности. Бегство.
- Но ведь случаи настоящей ликантропии не вымысел, - заметила Катя.
- Да были, редко, правда. Это ведь не только мифологический термин "ликантропия", но и медицинский. Психоз вервольда всего лишь один из многочисленных видов психозов и маний. Кто-то Бонапартом себя представляет, кто-то косматым существом с когтями и клыками...
- А вот новелла Мериме "Локис", - Катя закусила губу. - Там та же тема: человек-медведь. Это что, тоже иносказание? Аллегория разгула диких инстинктов? Повесть о суперсамце?
Мещерский помолчал.
- Медведь утащил графиню... - он усмехнулся. - Бабуля базаровская насчет "Медвежьей свадьбы" все разглагольствует. Слыхал я на поминках... Кстати, тот немой фильм был поставлен именно в такой трактовке, о какой я только что говорил. Граф-медведь растерзал новобрачную в брачную ночь.
"Это не рана, а укус", - так, кажется, там дело было? Брачная ночь, Катюша, - это и есть ответ на твой вопрос. Аллегория брутального полового акта.(с)
***
А я-то думаю, почему так модны нынче книги, фильмы о вампирах, оборотнях... а это народу необузданного сексу не хватает)