Вопреки распространенному мнению, валокордин, корвалол и им подобные фактически ничего не лечат. Входящий в них транквилизатор под названием фенобарбитал, действие которого основано на угнетении центральной нервной системы, - очень старый препарат с множеством побочных эффектов.
Его впервые стали выпускать в Германии еще в 1912 году. Под брендом "Люминал" вплоть до середины 50-х годов прошлого века он оставался самым популярным седативным средством. Впрочем, довольно быстро стало ясно, что с его помощью пациентам спокойствия не достичь без последствий. У препарата было огромное количество противопоказаний, он накапливался в организме и благодаря большому количеству случаев передозировки превратился в распространенное средство суицида.
Возможно, именно поэтому в 1934 году немецкие фармацевты решили выпустить "мягкий" аналог люминала, который, как тогда казалось, был лишен его недостатков. На свет появился валокордин - композиция из фенобарбитала, хмелевого и мятного масел и соединения брома с валериановой кислотой. В послевоенные годы производство препарата, пользовавшегося успехом, наладили в социалистической ГДР.
В 1960 году рецепт братьев по социалистическому лагерю использовали киевские фармацевты. На свет появился аналог немецкого валокордина - советский корвалол. В его составе отсутствовало только масло хмеля. Так в жизнь советских людей вошли нехитрые капли с мятным запахом, которые многие до сих пор воспринимают как безопасный натуральный препарат.
За прошедшие десятилетия в мире резко изменилось отношение к лекарствам на основе фенобарбитала. Они запрещены к ввозу в США, Литву и ОАЭ. Немецкий завод, производящий валокордин, давно уже работает только на Россию и страны СНГ. У нас в стране капли с фенобарбиталом до сих пор остаются поистине народным лекарством. "И это при том, что фенобарбитал лишь помогает больному расслабиться, - говорит заместитель председателя Формулярного комитета РАМН Павел Воробьев. - Пожалуй, единственное его применение, которое сейчас может быть оправдано, - это для снятия судорог. Но и тут существуют более современные препараты".
Народная же молва упорно приписывает каплям на основе фенобарбитала славу лекарства от сердца. "Почему-то бытуют слухи, что корвалол снимает стенокардию, - рассказывает Воробьев. - Конечно, это не так. Но людей, у которых прихватило сердце, частенько пытаются сначала отпоить валокордином или корвалолом. А уж потом, если не поможет, вызывают "скорую". В результате помощь запаздывает. Я проводил опросы - в среднем по Москве пациентов с инфарктами госпитализируют через 20 часов после начала приступа. А нужно максимум через 4-6 часов". Получается, что люди лишаются шансов на спасение. То же самое касается и хронических пациентов. "Если есть боли в сердце, нужны диагностика, адекватное лечение, - подтверждает доцент кафедры факультетской терапии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Антон Родионов. - Прием корвалола в этом случае проблему не решит. А потом может быть просто поздно".
О том, что "незаменимые" капли стали настоящим бедствием, сейчас знают только врачи, ведущие ежедневный прием больных. Геронтопсихиатр из Научного центра психического здоровья РАМН Владимир Корнилов уверен, что корвалол и валокордин употребляют в России почти все люди после сорока. "90 процентов тех, кто приходит ко мне на прием, носят в кармане или сумочке капли с фенобарбиталом, - рассказывает Корнилов. - Вопрос, не употребляет ли пациент корвалол, валокордин или что-то подобное, стал для меня рутинным. Точно так же как и разъяснение, чем вредны эти капли. Более того: часто мы начинаем лечение именно с того, что пытаемся ликвидировать последствия их употребления".
"Среди пожилых пациентов немало тех, кто умудряется использовать в день по флакону корвалола, - рассказывает Антон Родионов. - Конечно, я провожу с ними беседы, объясняю, насколько это вредно. Однако уверенности в том, что они больше не станут употреблять эти капли, у меня нет".