Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников - воинов-христиан, принявших мученическую смерть.
В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что "на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается". А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).
Хозяйки загодя выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, 40 штук - по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто (2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, стакан сахара, 0, 5 литра воды, немного соли), в качестве смазки - сладкий крепкий чай.
Для выпечки использовали упругое, хорошо вымешанное тесто (Фото: Subbotina Anna, Shutterstock)
Для выпечки использовали упругое, хорошо вымешанное тесто (Фото: Subbotina Anna, Shutterstock)
Печенье давали ребятне, приговаривая: "Жаворонки прилетели, на головку детям сели". Детвора залезала на крыши, привязывала "жаворонков" к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.
Впрочем, весна могла быть и обманчивой - утренние морозы еще бывали сильны. Чтобы защититься от "утренников", хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков - "сороки святые, колобаны золотые". Их полагалось по одному выбрасывать из окна в течение 40 дней.
Наблюдали в этот день за погодой: если на Сороки тепло, то так же будет еще в течение 40 дней. Теплый ветер сулил дождливое лето. Первый гром, прозвучавший над голым лесом, предвещал голодный год, а мороз на Сорок сороков, напротив, обещал урожай - особенно проса.