Про эту историю нам рассказала гид в Смоленске, кажется...
"На Западном фронте в 1941 году сражался на Т-34 командир роты танкист капитан Октябрьский. Погиб смертью храбрых в августе 1941. Оставшаяся в тылу молодая жена Мария Октябрьская решила отомстить немцам за гибель своего мужа.
Она продала свой дом, всё имущество и обратилась с письмом к Верховному Главнокомандующему Сталину Иосифу Виссарионовичу с просьбой позволить ей на вырученные средства купить танк Т-34 и отомстить немцам за убитого ими мужа-танкиста:
---
Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
В боях за Родину погиб мой муж - полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения - 50 000 рублей. Танк прошу назвать "Боевая подруга" и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком.
Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины.
ОКТЯБРЬСКАЯ Мария Васильевна.
г. Томск, Белинского, 31
---
Сталин приказал принять Марию Октябрьскую в Ульяновское танковое училище, обучить её, дать ей танк Т-34. После окончания училища Марии было присвоено воинское звание техник-лейтенант механик-водитель.
Её послали на тот участок Калининского фронта, где воевал её муж.
"
"В сентябре 1943 года Мария Васильевна в составе маршевой танковой роты со своим танком "Боевая подруга" прибыла в 26-ю гвардейскую танковую бригаду 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса, действовавшего в то время на Смоленском направлении.
Танковой бригаде предстояло совершить многокилометровый марш по труднопроходимой местности, с большим количеством мостов и переправ. Поэтому командир роты М. Белюсев предложил командиру экипажа танка "Боевая подруга" иметь в резерве еще одного механика-водителя для возможной подмены Марии Октябрьской, но она отказалась от такого варианта и заверила, что сама доведет танк до района сосредоточения бригады. Обещание своё она выполнила. Также уверено Мария водила свою грозную "тридцатьчетверку" и в дальнейшем.
Экипаж Марии Октябрьской участвовал в бою при взятии Нового Села Витебской области и уничтожил ДЗОТ с пулеметом. В этот момент по "Боевой подруге" открыло огонь из засады штурмовое орудие немцев. Все видели, как механик-водитель умело сманеврировала в овраг, и танк устремился на врага. Но в район сбора машина не пришла.
Всю ночь боевые товарищи ничего не знали об экипаже, искали танкистов. Еще день прошел танк словно сквозь землю провалился. Вдруг рано утром послышался грохот. Высыпали все на опушку "Боевая подруга", целая и невредимая. Все в экипаже живы, лишь Мария прихрамывает осколком задело ногу. Оказалось, в бою снарядом повредило гусеницу. Танкисты заменили траки, и, натянув гусеницу, затаились ждали благоприятного момента. Ночью и выбрались оттуда ведь танк был на нейтральной полосе.
... В одном из боев за деревню Шведы у станции Крынки, уже ставшая старшим сержантом Мария Октябрьская уверенно вывела грозный Т-34 за железнодорожную насыпь, где были основные позиции вражеской пехоты и артиллерии. На полной скорости ее танк раздавил пушку, пулеметное гнездо, проутюжил траншею с неприятелем и двинулся на выручку экипажу соседнего танка. Вот что рассказывал его командир:
Признаюсь, когда я увидел "Боевую подругу", двигающуюся навстречу снарядам врага, страшно стало за Марию Васильевну. Но вот тридцатьчетверка, зайдя с фланга, подмяла вражеское орудие с расчетом и повернула к другому. Но не дошла, из-под катков вырвались искры и пламя, танк вздрогнул и встал. Казалось, конец "Боевой подруге". Но нет, смотрю, экипаж огрызается метким огнём. Это младший лейтенант Чеботько вступил в огневой бой с артиллеристами врага, а Геннадия Ясько и Михаила Галкина он послал ремонтировать повреждённую гусеницу.
Командир приказал Марии сидеть на месте. Да где там! "Я - механик и обязана не только водить, но и ремонтировать свою машину", с этими словами выскочила она из танка и стала помогать товарищам. Гусеница была уже натянута, оставалось забить последний палец трака, но в этот момент вблизи разорвался снаряд, и осколками ранило Марию в голову, а Ясько в руку. Чеботько и Галкин втащили их в танк.
На выручку поспешили два наших танка. "Боевую подругу" отбуксировали в укрытие. Октябрьскую сразу перевязали и повезли в медсанбат. Пока она была в сознании, просила врачей не отправлять ее в госпиталь. Но ранение оказалось опасным, пришлось принимать срочные меры. Хирург армейского полевого госпиталя майор медицинской службы А. Никольский сделал все, что мог. Однако состояние Марии Васильевны стало ухудшаться, и 17 марта 1944 года она, не приходя в сознание, скончалась. Похоронили ее танкисты с воинскими почестями в Смоленске, на Покровском кладбище.
В конце нюня 1944 года началась Белорусская операция. И в составе 28-й гвардейской бригады вновь пошел в атаку экипаж "Боевой подруги", однако уже без своего славного механика. Экипаж танка Т-34 был на границе Литвы и Восточной Пруссии, когда утром 2 октября звучный голос диктора Московского радио на весь мир возвестил, что гвардии старшему сержанту Октябрьской Марии Васильевне присвоено звание Героя Советского Союза посмертно."
(с)