Итак, мы приступили к самому горяченькому - всеми нами чудовищно любимой болевой этике отношений.
Вокруг этой пресловутой болевой наверчено столько мифов и легенд, что просто-таки страшно становится. Порой мне кажется, что здесь стереотипов больше, чем в описаниях тима в целом... К примеру - что болевой этик суть хам трамвайный, и если Жуков клал на вашу тонкую душевную организацию с высокой колокольни и ведет себя, аки самовлюбленная дуракина - это потому что болевая у него. Вот никак это не связано... Уровень хамства и самовлюбленности зависит от воспитания, от возраста, от личного отношения хамящего к... хамимому, назовем его так. И может быть совершенно одинаковым и для болевого БЭтика, и для базового, и для творческого... Кстати, творческие хамят не в пример качественнее и увлеченнее.
Не поймите меня неправильно, я ни в коем случае не ставлю свое мнение против чьего либо... Но тем не менее - оставлю его здесь, как еще одну альтернативу.
Болевая - это функция, которой мы посвящаем больше всего времени в своей жизни. В ней видится корень всех проблем, через нее человек пытается работать, когда хочет стать лучше, повысить самооценку, добиться чего-либо, по ней восхищается чужими достижениями, по ней годами помнит критику... Болевая - ИМХО единственная функция, воздействуя на которую можно затормозить действие базовой. Нередко люди при самостоятельном типировании выводят болевую как одну из сильных функций. Психологически это крайне лестно. А обозвать болевой ту функцию, которая у человека на самом деле норм - совсем не сложно... К тому же - именно из-за того, что по жизни человек уделяет болевой страшное количество сил и времени, когда он сам пытается оценить себя - он видит прежде всего ее. И порой просто не в состоянии признать, что все эти годы писал против ветра, и что в итоге в том, что для него более всего в жизни было важным, он не так уж и силен...
Некоторые считают, что болевая БЭ - это причина проблем в отношениях. И объасняют ею свои неудачи в общении, или свою неприязнь к каким-либо людям и так далее. Фразы типа "мне закатили скандал, а у меня болевая БЭ, мне стало так неприятно"... Человек, испытывающий удовольствие, когда на него орут - лакомый кусочек для любого психотерапевта Смайлик "smile" Нет, проблемы в общении если и зависят от соционики - то разве что в позициях интертипных, но никак не в позиции болевой БЭ. Что самое забавное - сами болевые БЭтики крайне редко пеняют на болевую в конфликтных ситуациях. Это продиктовано основным свойством болевой функции - искать источник проблемы в собственных действиях, а не во внешних факторах. Первый вопрос, который задаст себе болевой БЭтик, оказавшись посреди конфликта - это "что я сделал не так?"
Именно этим постоянным возвратным действием и отличается этика Жуковых. Даже при конфликте с самыми очевидными уродами он спросит себя - "а действительно ли урод - он?" И если кто-то, пробегая мимо, крикнет "урод-то здесь вовсе не он, чувак!!" - этого будет достаточно для запуска механизма самокопания, досканального разбора ситуации по винтикам и поиска справедливости в ней. Правда, нередко свидетелей у этого процесса нет вообще, и внешне Жуков будет весьма убедительно казаться самоуверенным почленстом.
Для того, чтобы минимизировать метания и сэкономить время, Жуков создает личный моральный кодекс, с которым сверяется в затруднительных ситуациях. Мораль Жукова густо замешана на ЧС и БЛ, поэтому топорна, категорична и негуманна. В моем случае кратко ее можно выразить фразой "Нет ножек - нет печенек". А именно - все в жизни имеет свою цену, и незаплативший ее никакими красивыми глазами не заслуживает от жизни печенек. Может, конечно, получать и незаслужено, всякое бывает. Но если не получает - его не жалко. А если заслужил, но не получил (что случается крайне редко) - следует пойти и дать ему печенек. Ну или помочь взять. Еще важное правило - котики священны. Котики - это все прекрасное, доброе и пушистое в мире. Котики подлежат безусловной защите, пока не гадят в тапки. Начинают гадить - условия защиты начинают зависеть от величины кучи... В общем, это расстановка сил, карта циркуляции ресурсов между людьми и внешним миром, оценивая которую, мы решаем, где соотношение котиков к говну справедливо, а где нет, и что с этим делать. Показательно, что все это не имеет никакого отношения к некой условной "правильности" поступков. Штуки типа "секс без любви это блинство", или "воровать это подло" - это не про нас... Поступки не делятся на хорошие и плохие, они делятся на нужные и ненужные, вредные и полезные.
Однако логичный кодекс Жукова не делает из него машину тоталитарной справедливости, ибо каждый раз, когда приходится быть злым, Жуков глубоко в душе жутко переживает. Наезды, давления, проявления прямой агрессии и прочего требуют нереальных затрат энергии, я лично страшно не люблю этого делать... После особо жестких столкновений долгое время не хочется никого видеть и ничего делать, заползти в нору и там просто переждать, пока отпустит злость на мир за то, что он заставляет быть такой, и иррациональное чувство вины, почти физическое ощущение подавленности. Именно поэтому сознательно обидеть человека без всякой причины для Жукова - противоестественно. Просто потому, что это крайне неприятно.
Потому же защита своих интересов агрессивными методами - крайний случай. Всегда с удивлением и даже некоторой завистью наблюдала за знакомой Штиркой, которая гоняла калеными тряпками и ссаным железом сотрудников сферы услуг за любую лажу в отношении себя. Мне проще молча перетерпеть или сделать все самой, чем орать на кого-то, добиваясь своего. Тем более границы и терпения, и возможностей довольно велики... Ситуация меняется, если затронуты интересы близкого мне человека. Здесь уже образуется выбор, чьи страдания будут давить мне на болевую - близкого человека или его обидчика. Конечно, страдания близкого надавят в разы сильнее, так что обидчику светит незамедлительный трындец.
Так же и пофигизм на общепринятые понятия "хорошо-плохо" не делают из Жуковых беспринципных пофигистов. Любое обвинение в аморальности, даже обсурдное и составленное на основе условностей, будет воспринято близко к сердцу, на какое-то время заставит почувствовать себя засранцем фактически против воли. Именно поэтому Жуковы так не любят нравоучения. Искренние попытки сильных БЭтиков причинить Жуковым добро рассказами, как следует вести себя, а как не следует, воспринимается, как чечетка на яйцах... Естественно, этого Жуков не покажет, его ощущения наблюдатель увидит уже трансформированными в агрессию. Зная за собой такую фигню, я лично стараюсь перевести в шутку и слить на сарказм любые попытки меня чему-либо нравонаучить еще до того, как ситуация начнет злить.
Говорят, что мы не разбираемся в чувствах других людей. Не знаю, честно, что по этому поводу сказать. До знакомства с соционикой я считала, что великолепно разбираюсь в чувствах других людей, по-лучше, чем многие другие. Вижу то, чего другие не видят, понимают там, где другие не понимают, и в тайне считала себя неплохим психологом, хоть и доморощенным. Но тут выяснилось, что все мои знания-понимания - это система, построенная на внимательном наблюдении за физическими параметрами и анализе полученных данных на основе построенной системы соответствий и выводов из них. То есть результат работы базовой и творческой. А есть некие другие люди, которые чувствуют все это дело естественным образом, чакрой там или я не знаю, и лихо управляют, практически не задумываясь... Честно - я понятия не имею, как это. И в тайне продолжаю считать, что я все так же замечательно разбираюсь в людях Смайлик "smile" Но для того, чтобы понимать, что вокруг происходит, нужно постоянно это делать - сидеть и разбираться в людях... Наблюдать и сопоставлять, наблюдать и сопоставлять. Как только какие-то аспекты или люди ускальзают от моего внимания, или я просто забываю включить наблюдалку, или из-за усталости забиваю на нее - картина становится неполной, и в порыве я могу отчебучить откровенную хреноту, от которой сама же потом буду в шоке.
Подводя итог, упомяну вот о чем: говоря Жукову, что он нехороший засранец, имейте в виду, что он будет помнить это всю жизнь. И если это не тот эффект, которого вы хотели бы добиться - подумайте, как обезличить информацию, которую вы хотите донести
(c)перто по привычке, лежало на видном месте